Биография
Владимир Зельдин родился в Тамбовской области в творческой семье. Его отец — Михаил Евгеньевич — окончил Московскую консерваторию по классу тромбона, а также дирижерский факультет. Мама — Нина Николаевна – была учителем музыки.
В 1920 году из-за Гражданской войны семья Владимира переехала в Тверь, а в 1924 – в Москву. Через несколько лет умер отец Владимира Зельдина, а вскоре и мать.
Долгое время Владимир мечтал о балете, даже пытался поступить в Хореографическое училище Большого театра на отделение характерных танцев, когда ему было 12 лет. Но отец был против этого увлечения сына.
Будущий актер учился в военизированной школе на Таганке. Как и все курсанты, он там много занимался спортом – футболом, волейболом, теннисом, а также катался на лыжах и коньках. После окончания школы Владимир хотел стать военным – пойти во флот. Но из-за проблем со зрением эта мечта оказалась неосуществимой.
Поэтому будущий актер пошел работать слесарем на завод. Там на предприятии был кружок самодеятельности, где Зельдин в свободное время выступал на сцене.
Когда Владимир увидел, что в производственно-театральные мастерские при Театре МГСПС (ныне Театр имени Моссовета) набирался актерский курс, то решил тоже попробовать поступить туда. На экзаменах он прочел стихи Безыменского и рассказы Натальи Кончаловской. К удивлению Владимира, его приняли на курс Евгения Лепковского.
Зельдин — музыкант
Владимир Зельдин в роли Альдемаро в спектакле Владимира Канцелева «Учитель танцев». Центральный театр Красной армии, Москва. Фотография: vedomosti.ru
Владимир Зельдин родился в Тамбовской области, в городе Козлове (сегодня это Мичуринск). Мать, Анна Зельдина, происходила из местного купеческого рода Поповых, отец, Михаил Зельдин, занимался музыкой. В разгар Гражданской войны семья оказалась в Твери. Здесь Михаил Зельдин руководил оркестром и основал музыкальную школу. В городе не было своего театра, и Зельдин-старший стал организовывать гастроли столичных артистов. «Проделки Скапена» Мольера и «Ревизор» Гоголя были первыми драматическими спектаклями, которые увидел Владимир Зельдин. Как и четверо его старших братьев и сестер, он занимался музыкой, играл на рояле, скрипке и трубе. «Папа страстно мечтал, чтобы я стал музыкантом», — писал Зельдин в книге «Моя профессия: Дон Кихот». — «У меня с детства был абсолютный слух. Я считался очень музыкальным способным ребенком, но, честно говоря, танцевать я любил куда больше, чем музицировать».
С 1924 года Зельдины жили в Москве, будущий актер посещал школу с военным уклоном. В 12 лет Зельдин пытался поступить в училище при Большом театре — на отделение характерного танца. Но отец мечтал о его будущей музыкальной карьере и рассказал в приемной комиссии о том, что у сына якобы больное сердце. Зельдина не взяли, и он поступил в Музыкальное училище имени Гнесиных на класс скрипки.
В 14 лет Владимир Зельдин потерял отца, а через три года — мать. Параллельно с учебой ему пришлось подрабатывать — он играл на трубе в оркестре Высшей пограничной школы. От поступления в консерваторию молодой человек отказался: на студенческую стипендию прожить было трудно. В 17 лет он подал документы в военное училище — и снова неудача, «срезали» на медкомиссии. Чтобы содержать себя, пришлось устроиться учеником токаря на .
Театр
В 1935 году после окончания учебы Владимира Зельдина приняли в Театр им. МГСПС. Через три года он перешел в Центральный театр транспорта, где участвовал в постановках по произведениям Шекспира, Шиллера, Островского и других классиков.
Во время эвакуации в Казахстан (в период Великой Отечественной войны) Владимир Зельдин работал в Русском драматическом театре в Алма-Ате.
В 1943 году он вернулся в Москву на родную сцену, где выступал для раненых солдат и простых москвичей, чтобы поднять им боевой дух.
В 1945 году Владимир Зельдин перешел в Центральный академический театр Российской армии, где за долгие годы выступил с огромным количеством разнообразных ролей. Например, он играл в спектаклях «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега, «Яков Богомолов» по М. Горькому, «Профессия миссис Уоррен» по Б. Шоу, «Идиот» по Ф. Достоевскому и других. Кстати, первой ролью актера в этом театре стал Альдемаро в постановке Владимира Канцеля «Учитель танцев». В одном из интервью Владимир Зельдин говорил, что работать над этой ролью было интересно, потому что ему приходилось и петь, и танцевать, и фехтовать. Спектакль стал невероятно популярным. А благодаря участию в нем Владимир Зельдин познакомился со многими другими актерами и танцорами балета, например, Ольгой Лепешинской, Майей Плисецкой, Мариной Семеновой.
Уже перешагнув столетний рубеж, Владимир Зельдин продолжал трудиться на сцене Центрального академического театра Российской армии.
Секрет долголетия Владимира Зельдина был вовсе не в гречневой каше
Владимир Зельдин считался старейшим актером планеты. Фото ТАСС/ Валерий Шарифулин
Помнится, всего четыре года назад свою «некруглую дату» — 101 год — Владимир Михайлович отметил на сцене, явив пример феноменального творческого долголетия. Многие авторитетные эксперты тогда объявили, что Владимир Зельдин — старейший актер планеты, который в возрасте ста с лишним лет играет спектакли с азартом, танцует и поет одновременно. Без фонограммы. Даже в почтенном возрасте у него была потрясающая дикция. Он явил пример творческого долголетия, который, кстати, до сих пор никто, увы, не повторил.
Журналисты само собой донимали его вопросами, в чем секрет его уникальной физической бодрости. На что Владимир Михайлович с улыбкой кокетливо отвечал: это секрет.
Наиболее известная роль актора — учитель танцев в одноименной пьесе Лопе де Вега
Но его близкие все-таки проговаривались, что он феноменально умеет распределять свои силы. «Нельзя быть загнанной лошадью, — говорил Владимир Михайлович. — Во всем надо знать меру. Единственный способ продлить творческий марафон — оставлять время на отдых». При этом режим его дня был не самый правильный. Он поздно ложился спать, правда и поздно вставал. За счет сна восстанавливал силы. Никогда не курил. И, как сам утверждал, никогда не увлекался спиртным. В почтенном возрасте ел почти гомеопатическими порциями.
Владимир Михайлович Зельдин был единственным артистом, кто в 101 год выходил на сцену и играл.
Фото: Екатерина Цветкова
Одно время даже ходила байка, что Зельдин дожил до ста лет, потому что ел гречневую кашу три раза в день. Его жена, Иветта Евгеньевна развенчала миф о волшебной силе гречневой каше, мол, он ее муж кашу, конечно, ест, но не каждый день. А что правда, так это то, что питается маленькими порциями. Лишь бы было вкусно. И гуляет ежедневно минимум по полтора часа. А еще дружит с людьми значительно себя моложе. Всегда восхищается хорошенькими женщинами. И генетика Зельдиных тут ни при чем, поскольку в роду Владимира Михайловича долгожителей не было.
Но судьба подарила ему неконфликтный и добрый характер. Он ценил радость человеческого общения. И по мнению его друзей, он прожил такую долгую и счастливую жизнь только потому, что эту жизнь очень ценил.
Владимир Зельдин в роли Мусаиба Гатуева в кинокомедии Ивана Пырьева «Свинарка и пастух»
После его смерти обнаружился еще один секрет долголетия Зельдина. Владимир Михайлович 80 лет жизни служил искусству, снялся в 60 фильмах, еще больше ролей сыграл на сцене, стал народным артистом СССР и полным кавалером ордена «За заслуги перед Отечеством», завоевал невероятную популярность, но… из материальных благ оставил после себя только скромную, малогабаритную двухкомнатную квартиру. Правда была еще дача в Серебряном бору. Но казенная, которая после смерти актера вернулась государству. Ни на какие «предметы роскоши» и материальные блага он не разменивался. И свои силы, здоровье и мысли им не отдавал.
Кино
Владимир Зельдин играл пограничника Гаглидзе в спектакле «Генеральный консул» в Центральном театра транспорта. Там его и увидела ассистентка режиссера Ивана Пырьева. Успешно пройдя пробы, Владимир Зельдин получил свою первую яркую роль грузина-пастуха Мусаиба Гатуева в картине «Свинарка и пастух». Актер умел носить черкеску, танцевал картули и мог ездить на коне, что и пригодилось ему на съемках фильма.
В 1947 году Владимир Зельдин вновь снялся в картине Ивана Пырьева «Сказании о земле сибирской», где он сыграл талантливого пианиста Бориса Олейнича.
Какое-то время Владимир Зельдин снимался немного, в основном принимая участие в фильмах-спектаклях.
В 1970 году на экраны вышла картина «Дядя Ваня» Андрея Кончаловского, где он сыграл профессора Серебрякова.
Дальше последовало много других работ в кино, например, Мелиот, король Перадора в мюзикле «31 июня», Дон Джеромо в комедии «Дуэнья». В 80-е годы самыми яркими ролями Зельдина стали Фредерик Фэрли в мелодраме «Женщина в белом», комиссар в детективе «Тайна «Черных дроздов», а также судья в детективе «Десять негритят».
В 1997 году на экраны вышел фильм Николая Досталя «Полицейские и воры», в котором Владимир Зельдин предстал в образе обаятельного дедушки.
В последние годы он также снялся в нескольких сериалах – «Даша Васильева. Любительница частного сыска-2», а также четвертой и пятой частях «Сватов».
Путь на сцену и киноэкран
Впервые Зельдин попал на сцену, работая на слесарном заводе – тут популярным был кружок самодеятельности. Со временем парень пошел в Театр Моссовета на прослушивания и стал студентом актерского курса Евгения Лепковского. По окончанию учебы молодой актер остался при театре. Перед войной он снялся в фильме Ивана Пырьева “Свинарка и пастух”, ставшим культовым и принесшим Зельдину славу. Далее он успешно совмещал театр и кино. На экранах с его участием появились “Десять негритят”, “Учитель танцев”, “Дядя Ваня”, «Карнавальная ночь» и др.
Одной из последних киноработ в огромном портфолио мэтра Зельдина было участие в телесериале “Сваты”, где он блистательно сыграл отставного военного с партнершей Ольгой Аросевой, для которой эта киноработа стала последней. После этого была одна из главных ролей в мелодраме «Лучшая девушка Кавказа». Всего народный артист СССР Владимир Михайлович Зельдина сыграл 57 ролей в кино, за которые получил множество престижных наград.
Премии и награды
2015 год — Орден «За заслуги перед Отечеством» I степени за большие заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, телерадиовещания и многолетнюю плодотворную деятельность.
2015 год — Почетный гражданин Тамбовской области.
2015 год — Юбилейная медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
2014 год — Кинопремия «Ника» в номинации «Честь и достоинство».
2014 год — Орден «За заслуги в ветеранском движении».
2014 год — Премия Союзного государства.
2010 год — Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
2010 год — приз «За честь и достоинство» Национальной театральной премии «Золотая маска».
2008 год — премия Правительства Российской Федерации в области культуры за спектакль «Человек из Ламанчи».
2008 год — лауреат премии «Звезда Театрала» в номинации «Легенды сцены».
2007 год — национальная премия «Россиянин года».
2006 год — благодарность «За выдающиеся творческие достижения в сфере музыкального театра» Национального фестиваля «Музыкальное сердце театра».
2005 год — Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени за выдающиеся заслуги в развитии театрального искусства и многолетнюю творческую деятельность.
2000 год — Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени за большой вклад в развитие отечественного театрального искусства.
2000 год — премия «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству».
1995 год — Орден Дружбы за заслуги перед государством, успехи, достигнутые в труде, большой вклад в укрепление дружбы и сотрудничества между народами.
1995 год — премия фестиваля «Кинотавр» в номинации «Премия президентского совета за творческую карьеру».
1995 год — премия Фонда Станиславского.
1975 год — Народный артист СССР.
1959 год — Народный артист РСФСР.
1954 год — Заслуженный артист РСФСР.
1951 год — Сталинская премия второй степени за исполнение роли Д. Н. Сенявина в спектакле «Флаг адмирала» А. П. Штейна.
Три ордена Трудового Красного Знамени (1947, 1968, 1980 годы).
Театральная премия «Хрустальная Турандот»: 2001 год – «За долголетнее и доблестное служение театру», 2005 год – «Лучшая мужская роль», Дон Кихот в спектакле «Человек из Ламанчи», ЦАТРА.
Орден Красной Звезды.
Медаль «В память 850-летия Москвы»
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Медаль «В память 800-летия Москвы».
Медаль «Ветеран труда».
Медаль «200 лет Министерству обороны».
Медаль Министерства обороны Российской Федерации «150 лет Западному военному округу».
Премия мэра Москвы в области литературы и искусства.
Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника».
Творческий путь и «сыгранные дети» Зельдина
По окончании школы, попробовал себя в роли заводского слесаря.
В 30-х был принят на актёрский курс Театра МГСПС. В 1938 начал работу в Театре транспорта, где играл героев классических произведений мировой литературы.
В театре он не только работал, но и жил. На заре своей карьеры артист ночевал в театре. После спектаклей в гримёрной расстилал на полу матрас и ложился спать, а ему не давали уснуть его пищащие «подружки» (мыши) – рассказывает актёр.
Знаковым для Владимира Михайловича стал театр Советской армии, в нём он играет с 1945 года. Называет его «культурным подразделением нашей армии». Этому театру отдана, пожалуй, вся творческая жизнь артиста в нём сыграны лучшие роли в спектаклях: «Учитель танцев» Лопе де Вега, «Человек из Ламанчи», «Танцы с учителем» и много других.
Широкую популярность артист обрёл после главной роли в фильме «Свинарка и пастух», он говорит, что эта роль подарила ему жизнь. Ради сьёмок фильма, по приказу Сталина, вся съёмочная группа фильма была отозвана с фронта. Снимался также в таких фильмах, как:
- «Карнавальная ночь»
- «Дядя Ваня»
- «Женщина в белом»
- «Десять негритят»
В его арсенале больше 100-ни театральных и более 55-ти
ролей в кино.
Когда спрашивают, есть ли у Зельдина дети, он отвечает: «мои дети — это мои роли».
Прямая речь
О РОЛЯХ: «Я считаю, что дело не в количестве ролей, сыгранных актером. Главное, чтобы они оставляли след не только в его душе, но и в памяти зрителей на долгие-долгие десятки лет. Есть зрители, которые помнят и моего «Учителя танцев», и мои фильмы «Свинарка и пастух», «Сказание о земле Сибирской». Эти картины сыграли большую роль в моей жизни и в жизни страны. Да и спектакль «Человек из Ламанчи» для меня очень важен. Я играю и вижу, что зритель сопереживает всему, что происходит на сцене. Несмотря на свой очень солидный возраст, как говорится, «мои года — мое богатство». Я очень богатый человек».
О СУПРУГЕ: «Мы в браке больше 50 лет. Иветта моложе меня, и так сложилось, что она для меня — и жена, и лучший друг, и главный помощник. Так редко бывает, когда людей разделяет почти целая жизнь, а они самые близкие друзья! Но Иветта гораздо образованнее и умнее меня, она — журналист».
О РАБОТЕ АРТИСТА: «Для этого нужно призвание. Согласитесь, не может стать хорошим врачом человек, если у него нет призвания к этой профессии. Вот так и артист немыслим без желания спасать человечество. А тот, кто намерен спасать других, должен быть очень терпеливым, очень. Поэтому считаю, что главное качество для артиста — терпение и еще раз терпение. Актер — профессия зависимая: от режиссера, от его видения, от репертуара, времени. Да и госпожа удача имеет большое значение. Конечно, чтобы быть артистом, необходимо иметь темперамент, обаяние, внешние данные, голос, музыкальность, пластичность… Времена меняются, и театр становится другим, а требования к артистам неизменны. В нашей стране никогда не было и нет дефицита хороших актеров. Мы — артистически одаренный, эмоциональный, чувственный и терпеливый народ. Но играть просто технично не можем, наша школа — школа переживания. На Западе артисты по три раза в сутки Гамлета играют, а мы только вечером, потому что на три спектакля переживаний не хватит — умрем от горя».
По материалам сайтов: kinopoisk.ru, kino-teatr.ru, uznayvse.ru, vokrug.tv, 24smi.org, wikipedia.org, rg.ru, vm.ru.
Роли в театре
Творческий путь начал в театре Моссовета, здесь сыграл первые роли, ощутил вкус сцены. В 1938 году переходит в театр Транспорта (сегодня театр им. Гоголя). Участвовал в постановках по произведениям российских и зарубежных писателей. Успешную творческую деятельность в столице оборвала война, театр эвакуировали в Казахстан, где прослужил актёр с 1942 по 1943 год. Вернувшись в столицу, Владимир Михайлович Зельдин выступал в госпиталях, поднимал боевой дух солдат.
С 1945 года начал выступать на сцене театра Российской армии. Невероятная трудоспособность позволяла участвовать в новых постановках, а также успешно развивать кинокарьеру. В молодости статный Владимир Зельдин поражал вокальным мастерством, пластичностью. При росте 170 см обладал спортивным, атлетическим телосложением. «Танцы с учителем», «Человек из Ламанчи» стали знаковыми постановками в театральной жизни актёра. В спектакле «Учитель танцев» актёр пел, танцевал и фехтовал. Участвовал в «Дяде Ване» А. П. Чехова, «Идиоте» Ф.М. Достоевского, «Давным-давно» А. К. Гладкова.
В Википедии указано более 60 постановок, в которых был задействован Владимир Зельдин. Не прекращал служить Мельпомене в кризисных 90-х, сыграл лорда Честерфильда в «Загнанной лошади» Ф. Саган, Массермана в «Приглашении в замок» Ж. Ануя, капитана Бернардо в «Изобретательной влюблённой» Л. Де Веги. Роли в театре позволяли раскрыть весь творческий потенциал, показать пластичность тела, передать любовь к танцам и музыке. Перешагнув столетний рубеж, продолжал трудиться в любимом театре. Его последней работой стал спектакль «100, или танцы со временем» режиссёром, которого стал давний друг актёра — Ю. Гусман.
Фильмография
Актер:
- Убежать, догнать, влюбиться (2015)
- Сваты-5 (2011), сериал
- Сваты-4 (2010), сериал
- Счастливы вместе (2007), сериал
- Чертово колесо (2007)
- Парк советского периода (2006)
- Карнавальная ночь-2, или 50 лет спустя (2006)
- Бес в ребро, или Великолепная четверка (2006)
- Андерсен. Жизнь без любви (2006)
- Даша Васильева. Любительница частного сыска-2 (2004), сериал
- Формула счастья (2000)
- Женщин обижать не рекомендуется (1999)
- Классик (1998)
- Полицейские и воры (1997)
- Вино из одуванчиков (1997)
- Дьявольские куклы мадам Мэндилип (1991)
- Последняя осень (1990)
- Канувшее время (1990)
- Искушение Б (1990)
- Арбатский мотив (1990)
- Запретная зона (1988)
- Десять негритят (1987)
- Валенсианская вдова (1986)
- Сеанс гипнотизера (1985)
- Марица (1985)
- Победа /Sieg, Der/ (1984)
- Тайна ”Черных дроздов” (1983)
- Женщина в белом (1981)
- Рафферти (1980), сериал
- Инспектор Гулл (1979)
- Добряки (1979)
- Дуэнья (1978)
- 31 июня (1978)
- Принцесса на горошине (1976)
- Всегда со мною… (1976)
- Центровой из поднебесья (1975)
- Страх высоты (1975)
- Полковник в отставке (1975)
- На край света… (1975)
- Это мы не проходили (1975)
- Бенефис Ларисы Голубкиной (1975)
- Блокада (1974-1977)
- Бенефис Веры Васильевой (1974)
- С тобой и без тебя… (1973)
- Двадцать лет спустя (1971)
- Миссия в Кабуле (1970)
- Дядя Ваня (1970)
- Штрихи к портрету В.И.Ленина (1968-1969), сериал
- Неоконченная симфония (1968)
- Берег надежды (1967)
- Залп «Авроры» (1965)
- Царская невеста (1964)
- Укрощение строптивой (1961)
- Повесть пламенных лет (1960)
- Карнавальная ночь (1956)
- В квадрате 45 (1955)
- Учитель танцев (1952)
- Сказание о земле Сибирской (1947)
- Иван Грозный (1944-1945)
- Свинарка и пастух (1941)
- Семья Оппенгейм (1938)
Творчество
Роли в театре
Театр транспорта
Алма-Атинский русский драматический театр
- «Собака на сене» Лопе де Вега — Теодоро [5]
Центральный академический театр Советской Армии
1946—1975 «Учитель танцев» по пьесе Лопе де Вега — Владимир Канцель
1971 — «Дядя Ваня» А. П. Чехов — Серебряков — реж. — А. А. Попов
- 2005 — «Человек из Ламанчи» Дейл Вассерман (англ. Dale Wasserman ), Джон Дэрион. Режиссёр: Юлий Гусман — Сервантес / Дон Кихот
- «Давным-Давно» Александр Гладков. Режиссёр: Борис Морозов — Кутузов
Московский драматический театр «Модернъ» п/р Светланы Враговой
- «Дядюшкин сон» Ф. М. Достоевского. Режиссёр: Борис Щедрин [6] — Князь [7]
Фильмография
- 1938 — Семья Оппенгейм — гость на дне рождения Бертольда (эпизод, в титрах не указан)[8]
- 1941 — Свинарка и пастух — Мусаиб Гатуев
- 1947 — Сказание о земле Сибирской — Борис Оленич
- 1952 — Учитель танцев — Альдемаро
- 1955 — В квадрате 45 — диверсант
- 1956 — Карнавальная ночь — клоун
- 1960 — Повесть пламенных лет — Грибовский
- 1961 — Укрощение строптивой — Люченцио
- 1964 — Царская невеста (Опера) — Бомелий
- 1966 — Залп Авроры
- 1970 — Дядя Ваня — Серебряков
- 1970 — Миссия в Кабуле — майор Стевени, военный атташе
- 1973 — С тобой и без тебя — отец Фёдора
- 1975 — На край света — отец Володи
- 1975 — Это мы не проходили — капитан I ранга, партнёр на танцах (эпизод)
- 1975 — Полковник в отставке — Иван Михайлович
- 1975 — Страх высоты — Дягилев
- 1975 — Центровой из поднебесья — эпизодическая роль
- 1976 — Всегда со мною — Лугин
- 1976 — Принцесса на горошине — Обергофмейстер
- 1973—1977 — Блокада — фон Лееб
- 1978 — Дуэнья — Дон Джеромо
- 1978 — 31 июня — король Меллиот / мистер Диммок
- 1979 — Добряки — Витальев
- 1979 — Инспектор Гулл — Артур Берлинг
- 1980 — Рафферти — судья Феллоуз
- 1981 — Женщина в белом — Фредерик Фэрли, эсквайр
- 1983 — Тайна «Чёрных дроздов» — комиссар
- 1985 — Марица — Шандор
- 1985 — Победа
- 1987 — Десять негритят — судья Уоргрейв
- 1988 — Запретная зона — дачник
- 1989 — Канувшее время — Соловьев
- 1990 — Арбатский мотив — Родион
- 1990 — Последняя осень — Желтухин
- 1990 — Искушение Б. — Пал Палыч
- 1992 — Тайна
- 1997 — Полицейские и воры — дедушка
- 1997 — Вино из одуванчиков
- 1998 — Классик — Вася Резаный
- 1999 — Утро не время для девочек (короткометражный)
- 1999 — Женщин обижать не рекомендуется — Идкинд
- 2000 — Формула счастья
- 2004 — Даша Васильева 2. Любительница частного сыска. Дама с коготками — Вальдемар
- 2006 — Парк советского периода — Мусаиб
- 2006 — Бес в ребро, или Великолепная четвёрка — тесть Бориса
- 2006 — Андерсен. Жизнь без любви — сторож в театре
- 2006 — Чёртово колесо — профессор Арсений Петрович
- 2007 — Карнавальная ночь-2, или Пятьдесят лет спустя — старый клоун
- 2007 — Счастливы вместе (3-й сезон) — коллекционер
- 2010 — Сваты 4