Биография
Борис Невзоров родился в семье домохозяйки и партийного работника — председателя Староминского райисполкома. О своих корнях актер рассказывает: «Я — Кранодарский, по кровям — кубанский казак. Там я прожил только до трех лет, потом отца перебросили в Астрахань. Я пятый ребенок в семье – самый младший, еще у меня две сестры и два брата».
В Астрахани прошло детство будущего актера. Он рос обычным пацаном, ничем не отличающимся от своих сверстников: играл с мальчишками во дворе, проказничал, бегал купаться на Волгу. Никто из родных и окружения мальчика к театру, и вообще к искусству, не имел никого отношения. Однако уже в семилетнем возрасте Боре суждено было соприкоснуться с актерской профессией. «Когда я в первом классе посмотрел спектакль астраханского Театра Юного Зрителя «Кот в сапогах», этот спектакль меня убил наповал. И мы во дворе с друзьями начали разыгрывать «Кота в сапогах». Все шли, смотрели, хлопали – вот это была первая слава уличного артиста», — вспоминает актер.
Лицедействовать Борису очень нравилось, но по жизни у него были совсем другие планы, сбыться которым, к счастью, не довелось. «Все решил случай. К окончанию школы мое увлечение театром утихло. Я вообще-то собирался поступать в мединститут, даже направился туда сдавать экзамен. А шел мимо ТЮЗа, подумал: «Зайду-ка». И тут, видимо было угодно судьбе – наткнулся на главного режиссера, тот спрашивает: «Тебе чего?». А я вдруг, неожиданно для себя, отвечаю: «Я хочу у вас работать. Можно меня кто-нибудь послушает?» «Пойдем», — говорит. Завел меня в комнату, я прочитал стихотворение, он с интересом прослушал: «Хорошо, будешь у нас работать артистом вспомогательного состава, ты зачислен, приходи завтра на репетицию». Вот так, сразу, без специального образования я начал играть всяких медведей, зайцев и даже Деда Мороза. Отработал сезон, и режиссер посоветовал мне ехать в Москву поступать в театральный. Так все и началось», — поделился артист.
Прослужив сезон в ТЮЗе, по рекомендации главного режиссера театра Эдуарда Купцова актер отправился покорять Москву. С первого раза поступил в Щепкинское училище. Но на третьем курсе бросил учебу из-за внутреннего конфликта между идеалами периферийного молодого человека и жестокой московской действительностью.
Только из «Щепки» уйти можно, а от себя юноше уйти не удалось. В телепередаче «Линия жизни» он признался: «Не тут-то было. Я вам должен сказать, что если ты уже заразился этой бациллой, от этого уже невозможно избавиться. И поэтому, полгода проработав дворником, я развернулся и пошел в Школу-студию Московского Художественного театра. Меня брали на второй курс. Но мне посоветовали пойти на первый к замечательному педагогу Виктору Карловичу Манюкову, которому я благодарен по гроб жизни. Потому что он вытащил меня из той глубокой ямы, в которую я попал».
Среди множества учеников мастер особенно выделял Бориса Невзорова. И к концу учебы педагог объяснил начинающему актеру, с чем это было связано: «Невзоров, ты для меня самый загадочный ученик, который у меня был. Ты не умеешь делать элементарных вещей. Но когда я захожу в тупик и не знаю, как сделать сложнейший кусок, ты, сволочь, это делаешь на «раз», и не спросясь ни у кого».
Борис Невзоров: «Убийца жены и его семья умерли. Господь всех наказал!»
Борис Невзоров
Как признается 70-летний Невзоров, карантин пошел ему на пользу — он научился готовить различные блюда. Кажется, в этом определенная заслуга второй половинки артиста. Впрочем, он и сам это знает, но все равно иногда грозит жене, что найдет другую…
В беседе со «СтарХитом» актер рассказал, о чем пишут ему поклонницы в откровенных письмах, как он избегает ссор с Еленой, и почему уже знает, кто возьмется за его похороны.
«КАК БЫЛ ДУРАКОМ, ТАКИМ И ОСТАЛСЯ»
— Борис Георгиевич, по Первому каналу идет сериал «Журавль в небе» о нелегкой, но интересной судьбе летчика-испытателя Аси Солнцевой. Вы сразу согласились принять участие в проекте?
Это было очень интересное предложение, хотя довольно странное. Смотрю сейчас кино и понимаю, сюжет далек от реальных исторических событий, тут присутствует некая фантазия. Ну и слава Богу! Зрителям полезно сопоставить настоящую историю и вымысел. За каждой придумкой стоит определенная логика, смысл!
— Часто критикуете себя из-за работы?
Конечно! Как говорила моя мама: «Мужик умен задним числом!». Когда уже проходит какое-то время, говоришь себе: «Что ж ты, дурак, сделал? Надо по-другому! Почему не догадался?». Хотя некоторыми сценами доволен, смотрю и думаю: «Молодец, молодец!»
Актер в картине «Журавль в небе»
— Что больше всего запомнилось во время съемок?
Как в Жуковский аэропорт притащили и завели настоящий самолет «Ту-144». Когда эта старенькая машинка поехала, испытывал щемящее чувство. Наша гордость!
— Сюжет фильма создан по мотивам реальных событий и охватывает почти два десятилетия — с начала шестидесятых до конца семидесятых — годы расцвета советской авиации. Помните себя в то время?
Куда ж я денусь! Помню, как первый спутник запустили, а мы потом с друзьями бегали его смотреть, искали в небе и находили эту светящуюся точку. Тыкали пальцем и прыгали от радости! Да, эти времена хорошо помню: взросление, первый поцелуй…
— Многие любят поностальгировать, мол, раньше жилось лучше, чем сейчас. Согласны с утверждением?
По-разному, у каждого периода свои преимущества. В то время мы не могли представить, что доживем до такой жизни: плазменные телевизоры, мобильные телефоны… Даже если бы кто-то заговорил о 2020 годе, казалось, это так далеко! Кстати, когда закончили снимать сериал, мне позвонил коллега и сказал, что на каком-то важном совещании Путин предложил возрождать строительство сверхзвуковых пассажирских самолетов. Если честно, мы чувствовали, нашу работу заметят и будут говорить о ней. Только не знаю, станут ли восстанавливать производство всерьез.
— Надеюсь! К слову о времени, Борис Георгиевич, по голосу не верю, что вам 70…
Ой, не вспоминайте! Когда приближался конец 20 века, думал: «Мне исполнится 50 лет, е-мае! Какой же я буду старый». А сейчас мне 70… Вроде по мозгам как был дураком, так и остался. Только еще то левая нога заболит, то хочется прыгнуть, но останавливаешь себя. Иногда и на девушку засмотришься и думаешь: «Господи, куда ты пялишься? Что ты с ней делать-то будешь?». Но все равно фантазия играет.
— За здоровьем как следите?
Никак! Меньше надо есть, пить, курить. А так все нормально. В театре вокруг меня работают ребята далеко уже не юноши. По сравнению с ними я еще ого-го!
— Как раз хотел поговорить о театре, о студенчестве. Вы забрали документы из Щепки, потому что вас раздражал ваш голос, рост… Сейчас в себе все устраивает?
Абсолютно ничего! Наверно, это типичное актерское состояние, а может, и вовсе человеческое. Внутри ты ощущаешь себя ланью, которая красиво живет. А на деле ты кривоногий, немножко горбатый, криворукий… Становится даже как-то не по себе. Тем не менее, этот олень в тебе жив, хочешь ему соответствовать.
«Не могу сказать «прощай»: что стало с актерами, сыгравшими в культовом фильме
— Потом вы поступали во МХАТ. Ваша цитата: «Меня брали на второй курс. Но посоветовали пойти на первый к замечательному педагогу Виктору Карловичу Манюкову, которому я благодарен по гроб жизни. Потому что он вытащил меня из той глубокой ямы, в которую я попал». О чем речь?
Проучившись какое-то время в Щепке, закомплексовал, стал бояться сцены, публичности. Виктор Карлович сделал одну замечательную вещь, он меня не трогал все четыре года обучения после зачисления. Когда настало время дипломных спектаклей, загрузил: из семи дипломных спектаклей в пяти мне достались главные роли. Сами понимаете, было уже не до комплексов. Манюков спросил: «Боишься выходить на сцену?». И знаете, я об это реально перестал думать! В этом смысле он молодец, конечно!
«АЛЛА ПУГАЧЕВА ПОСЛАЛА ВСЕХ»
— Еще бросили интересную фразу, когда вас взяли работать в Малый театр. Говорили: «Туда приглашают многих, но остается там очень мало народа. Там надо прижиться…». Почему? Конкуренция?
Это действительно так! Ходят разные легенды. Туда же много приходило актеров: и Анатолий Папанов, и Саша Михайлов, и Валера Баринов… Здесь внутренняя корпоративность. Если ты не понравился людям, то театр — дело жестокое, сразу начинаешь это ощущать. Не дают ролей, начинаешь комплексовать, поэтому большинство рано или поздно оттуда уходят.
Борис Георгиевич снялся в около 200 фильмах
— О каких легендах идет речь?
Например, что духи всех артистов живут внутри театра. Недавно здание театра реконструировали. Нужно отдать должное худруку Юрию Соломину. Он попросил строителей только об одном — не вскрывать крышу здания. Зачем? Чтобы не улетели духи. Вот в Большом театре сделали глупость: убрали крышу, и все творческие души, которые обитали там, исчезли. Поэтому сейчас Большой театр уже совсем не тот. Юрий Мефодьевич говорил: «Я оставлю завещание, чтобы в будущем при реконструкции строения никогда крышу не вскрывали!».
— Жутковато…
Тут и духи Марии Ермоловой, Александра Остужева… Вспоминаю, как у нашего артиста Васи Бочкарева что-то не получалось, и он тайно ночью остался в театре. Сел в зале или на сцене и просил их помочь! Его слова были услышаны.
Актрисы советского кино рассказали, почему отреклись от профессии
— Кстати, о помощи! Слышал о сердобольности Галины Волчек, Олега Табакова. А Юрий Мефодьевич какой?
Он сделал фонд Малого театра. Многие артисты, ушедшие на пенсию, живут за счет выделенных учреждением денег. Теперь же не дают никаких государственных привилегий. Хочешь квартиру? Молодой — заработаешь сам! Еще помню, когда Соломин приглашал на работу, сыпал доводами, мол, получать будешь столько, сидеть там-то. Последний аргумент — похороны за счет Малого театра. Смешно, и я принял его предложение!
— С кем дружите из актеров?
С Сашей Клюквиным, Владимиром Носиком… У нас есть теплая компания. Иногда после спектакля остаемся, у кого-то какие-то имеются заначки и позволяем себе обсудить некие творческие вопросы.
— Говорят, после 40 и 50 дружбы нет. Будут коллеги, знакомые, а друзья — они только со школы или из университета. Поспорите?
Да, со временем близкие люди труднее находятся. Дружба в творческой среде особенно сложная штука. В Малом театре нужно иметь рядом с собой друга. Ведь в нашей профессии актерское начало сильное, порой с ним трудно справиться. Всегда необходим человек, который подскажет, направит. Таких людей мало, но они есть. Вот, например, абсолютно гениальная Алла Борисовна Пугачева! У нее же были люди, которые говорили: «Алла, смотри, осторожнее!» Она всех послала и наделала очень много глупостей.
Убийство супруги и работа дворником: повороты судьбы Бориса Невзорова
— Почитал отзывы о вас. В основном пишут женщины. Каждая вторая мечтает быть с вами…
Был период, когда я получал много писем от них. Я жил в театральном общежитии, и мои друзья отвечали на них. Даже нашли одну даму, мечтающую сидеть с моим ребенком бесплатно — как няня. Контингент всегда один — женщины, у которых не очень счастливая личная жизнь. Лейтмотив писем практически одинаковый: полюбила, он оказался козлом, как мне найти вас… До сих пор получаю конверты с вложенными фотографиями. В этом есть определенная забава и гордость, появляется тонус. Внутри себя говоришь: «А вот ты, старый козел, еще можешь кому-то нравиться!»
— Отмечу, что пишут женщины, которые развелись или потеряли близкого человека. Что бы вы им сказали? Как не опустить руки в такие моменты?
Трудно! Конечно, хорошо когда есть тот, кто может подставить плечо. Но это так редко бывает в жизни. В первую очередь надо надеяться на самого себя! Верить и искать внутри некие силы, они есть в каждом человеке. Просто по своей природе мы используем их на маленький процент. Когда жизнь заставит, в любом из нас просыпаются резервы, о которых мы даже не подозревали. Доказано, возьмите любую войну или что-то подобное, вспомните, как люди выживали!
«ЖЕНА СТАРОВАТА ДЛЯ МЕНЯ»
Анастасия Иванова подарила Борису Невзорову дочь Полину
— Несколько раз откровенно делились, почему дочь Полина решила поступать в медицинский институт. Говорили, ей снилась покойная мама (вторая супруга артиста Анастасия Иванова была убита — прим. «СтарХита»). А у вас подобные сны были?
Конечно! Ты всегда вспоминаешь, что было. Об этом сложном сказать, оно внутреннее, интимное…
Молодая жена Бориса Невзорова мечтает родить ему ребенка
— Не представляю, как справились с таким испытанием… Вы же знали убийцу и его семью? Его близкие вымаливали прощение у вас?
Они умерли… Господь всех наказал!
Сейчас актер счастлив с Еленой Хрипуновой
— Как ваш карантин с Еленой проходит? Не устали друг от друга?
Вон Ленка кричит: «Уже готовы убить друг друга!». А я ей: «Не надо, я тебя еще терплю!». «Уйду, найду себе другого!» — «Тогда я себе другую…» Ну что сказать? Держимся! Сидим на даче. Если чувствую струна натягивается, то расходимся по разным сторонам: я — в гараж, а жена хватает пылесос. «
— Если не ошибаюсь, между вами разница в 25 лет. Ощущается?
Сейчас спрошу у супруги. «Ленка, ты разницу в возрасте ощущаешь?» — «Только по телепередачам!». Просто она смотрит глупые сериалы или советские фильмы, а я — программы на политическую тему. Считаю, что молод, как Лена… Еще шучу, что она старовата для меня. Мол, найду себе другую — на 50 лет меня младше. Ой, она услышала нас и кричит: «На меня сил нету! А ты кого-то еще хочешь». Ничего, силы найдутся! Наука же шагнула далеко вперед. Я еще такие силы в себе обнаружу, что ого-го!
— Как дела у дочери Полины и внуков?
Дочка с детьми застряла в Сочи! Они все вместе поехали к бабушке в Адлер — там и остались. Чувствуют себя хорошо, им, конечно, там теплее, чем нам! Какой я дедушка? Иногда строгий. Хотя к внукам особое отношение. Ты их считаешь лучше, чем собственных детей!
После смерти жены Борис Георгиевич сблизился с дочерью, а впоследствии стал и прекрасным дедушкой
Фото: Александр Авилов/АГН «Москва», Сергей Иванов/PhotoXPress.ru, пресс-служба «Первого канала», личный архив, кадр программы «Когда все дома» на телеканале «Россия 1»
Театр
Первые серьезные роли актер получил еще в родной Школе-студии. С ними же он пришел в новый театр, созданный на окраине столицы. «Так случилось, что на базе нашего курса, а я закончил Школу-студию Московского Художественного театра в 1975-м году, был организован Московский Новый Драматический театр. Артисты-остряки его называли «Театр ни к селу ни к городу», — поясняет артист.
Семь лет Борис Невзоров работал в Новом театре, потом играл в театре им. Моссовета. На подмостках драматического театра им. К.С.Станиславского блистал в роли Журдена в спектакле «Мещанин-дворянин» по Ж.Мольеру. За эту работу был награжден премией имени Иннокентия Смоктуновского.
Даже «долг Родине» актер отдавал на сцене: «Я служил так же, как и большинство представителей актерской профессии, в театре Советской Армии. Такая служба практически ничем не отличается от работы молодого артиста – выходил на сцену в массовках, на замену, даже пару ролей за время службы сыграл».
В 2005 году актер, наконец-то, обрел творческое пристанище в Малом театре. «Мне пришлось пройти все круги ада, рая, — рассказывает Борис, — проработать во многих театрах Москвы — театре Советской Армии, и театре Моссовета, и театре Станиславского, и Новом Драматическом. И вдруг оказалось, что Малый театр — то самое, чего мне и хотелось. Самое интересное, самое трудное и манкое – работать в этой тяжеловесной, как мне раньше казалось, и патриархальной системе. И я был безумно рад, когда по прошествии многих лет я получил приглашение от Юрия Мефодьевича. И для меня это было очень лестно, почетно, ответственно. Потому что в Малый театр приглашают многих, но остается там очень мало народа. Там надо прижиться. Сейчас это мой дом».
Роли в Малом театре:
- 2006 — «Ревизор» Н. В. Гоголя, реж. Ю. Соломин (Ляпкин-Тяпкин)
- 2007 — «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский» А. Н. Островского, реж. В. Драгунов (Василий Шуйский)
- 2009 — «Волки и овцы» А. Н. Островского, реж. В. Иванов (Лыняев)
- 2010 — «Свадьба, свадьба, свадьба!» по А. П. Чехову, реж. В. Иванов (Чубуков)
- 2011 — «Дон Жуан» А. К. Толстого, реж. А. Клюквин (Сатана)
- 2012 — «Дети Ванюшина» по С. Найденову, реж. В. Иванов (Александр Егорович Ванюшин)
- 2014 — «Маскарад (пьеса)» М. Ю. Лермонтова, реж. А. А. Житинкин (Неизвестный)
Спектакль «Дети Ванюшина» по пьесе Сергея Найденова в постановке В.Иванова идет на сцене Малого театра уже пятый год и имеет неизменный успех. «Это такая поэма упущенных шансов, наверное, – считает Борис Невзоров. – Или притча упущенных возможностей. Наверное, жизнь потому и есть жизнь, что ты, как правило, эти возможности пропускаешь». Главный герой, которого играет актер, – Ванюшин-старший – отец шестерых детей. Только на закате дней понимает, насколько чужими стали все в его большой семье. Образ, созданный артистом, по драматизму сродни шекспировскому. Не зря Ванюшина называют «русским королем Лиром».
Одна из последних театральных работ актера – Неизвестный в драме «Маскарад» по М.Ю.Лермонтову. Знаменитую пьесу о высоких страстях, коварстве и любви, чистоте и мраке человеческих душ поставил режиссер Андрей Житинкин. По доброй традиции известный кутюрье Вячеслав Зайцев принял участие в работе над костюмами к спектаклю. Они выполнены по его эскизам. На сцене вместе с Борисом Невзоров блистали: Борис Клюев, Полина Долинская, Владимир Носик, Елена Харитонова.
Несмотря на преданность родному театру, артист принимает участие и в антрепризных спектаклях. Так вместе с Владимиром Долинским, Сергеем Никоненко, Марией Болтневой, Андреем Леоновым он играет в комедии «Шалости женатого плута или Западня» Роберта Манукяна.
Юные годы
Именно в Астрахани прошли его детские годы. Борис Невзоров рос простым пареньком и практически ничем не отличался от своих сверстников: он играл с мальчишками во дворе, купался в Волге и часто устраивал проказы. Никто из близких или родственников никак не был связан с волшебным миром театра и не имел отношения к искусству. Тем не менее уже в возрасте семи лет Борис Невзоров впервые познакомился с профессией актера. Вместе с друзьями он решил разыгрывать на улице сцены из «Кота в сапогах». Прохожие смотрели на представление и часто хлопали. Это и был его первый опыт в качестве уличного артиста.
Кинематограф
Свой дебют в кино актер вспоминает как неудачу: «После окончания института в творческом объединении «Экран» был запущен фильм, который называется «Дорога» — это такой типичный советский сценарий, снимали мы его в Набережных Челнах». После съемок в этой картине режиссеры долгое время просто не замечали Бориса Невзорова.
«Но помог случай, — говорит артист о второй своей роли, оказавшейся более удачной. — Потому что на Одесской киностудии запустился фильм, который назывался «Маршал революции». Там надо было сыграть Блюхера. И по фотографиям кто-то решил, что я очень похож на Блюхера». С этой историко-биографической картины о жизни легендарного полководца Михаила Фрунзе по сути и начался путь Бориса Невзорова в кино.
Через несколько лет артист получил свою первую большую кинематографическую награду за лучшую актерскую работу. Ее он удостоился за роль Евхима в драме Виктора Турова «Люди на болоте». Партнершей по картине была Марина Яковлева.
«Россия молодая»
В 1982 году на экраны вышла историческая драма Ильи Гурина «Россия молодая» о создании в начале XVIII века русского флота. Роль кормщика Ивана Рябова принесла актеру всесоюзную славу, и он по праву считает именно эту работу своей большой удачей: «Конечно, я благодарен судьбе за картину «Россия молодая». Ее сняли мы за девять месяцев – девять серий. Съемки были изнуряющие. Картину сняли, сдали и положили на полку. Почти два года ее не выпускали на экран. Кто-то посчитал ее слишком шовинистической. Но, тем не менее, все-таки ее показали. Это для меня была первая крупная работа».
В фильме снялось целое созвездие лучших советских актеров, а жену Рябова — Таисью – исполнила Александра Яковлева. Примечательно, что вжиться в образ кормщика Невзорову помогло его астраханское детство. «Я очень увлекался парусным спортом – едва сходил лед, мы уже выходили на своих суденышках на Волгу… Потом, когда я снимался в «России молодой», этот опыт мне очень пригодился – четко знал что и как делать, какая деталь как называется и для чего служит», — рассказал артист.
Позже были фильмы: «Здесь твой фронт», «Без особого риска», «Говорит Москва», «Город над головой». А в 1986-ом году артиста снова пригласили в исторический проект — «Русь изначальная» режиссера Геннадия Васильева. Действие картины происходит в Древней Руси — в те времена, когда славянам, объединившимся в войско под предводительством Ратибора, сына Всеслава, удалось одержать первые победы над племенами кочевников. Актер исполнил в ленте роль Всеслава, а ансамбль ему составили такие мэтры, как: Людмила Чурсина, Иннокентий Смоктуновский, Маргарита Терехова, Игорь Дмитриев и другие.
В 1990 году Николай Бурляев снял драму «Все впереди» о влиянии западной цивилизации на русскую ментальность. О создании фильма режиссер вспоминает: «Куплен был сценарий у автора Василия Белова, но этот роман тогда критики просто уничтожали. Отважился этот фильм делать я. Главный герой был понятен. Там три главных героя: это Медведев, это Иванов – Гостюхин играл его блистательно — и Бриш – Аристарх Ливанов». Борис Невзоров исполнил в картине роль физика Дмитрия Медведева. Не выдержав измены жены в загранкомандировке и неурядиц на работе, талантливый ученый спивается, очищается и становится деревенским жителем, возвращаясь к своим истокам.
В этот же период актер создал яркие образы в таких картинах, как: «Нелюдь», «А спать с чужой женой хорошо!?», «Гладиатор по найму», «У попа была собака», «Князь Юрий Долгорукий» и другие.
Сериалы
2000-е годы в российском кинематографе ознаменовались массовым выходом на экраны сериалов. Во многих из них снимался и Борис Невзоров: «Марш Турецкого», «Леди Бомж», «Каменская», «Даша Васильева».
«Мыльный марафон» актера начался с молодежного телеромана о школьной жизни. «С роли директора школы в «Простых истинах», — вспоминает артист. — За время действия сюжета сменилось несколько поколений учеников, а мой директор оставался бессменным – видимо, работал хорошо. После показа сериала ко мне, как в старые добрые времена, стали приходить письма от школьников: ребята сожалеют, что у них нет такого директора».
Режиссер картины Юрий Беленький так прокомментировал популярность персонажа Невзорова: «У Бориса есть одно качество… Почему он оказался очень хорошим директором школы? Потому что, несмотря на его седины, усы, очки и все прочее, он на самом деле в душе просто ребенок. Как он хулиганил на площадке!..»
Сериальные режиссеры в противовес своим театральным коллегам все больше предлагали актеру играть положительных героев. Такими, например, были: Александр Трофимов – отец главной героини в мелодраме «Жаркий лед»; Генерал Переверзев в «Методе Лавровой» со Светланой Ходченковой и Дмитрием Блохиным в главных ролях; преданный своему делу директор завода Гусев в «Моей большой семье».
«София»
За последние годы, пожалуй, самая масштабная и интересная работа актера состоялась на съемках исторической картины «София», где Борис примерил на себя роль боярина Мамонова. О проекте артист рассказывает: «Сериал посвящен жизни Софии Палеолог, бабки Ивана Грозного. Декорации – высший класс. Режиссер Вячеслав Росс попытался заглянуть вглубь веков. Сценарий переписывался несколько раз, режиссер предложил нам перечень для ознакомления из 30 книг. На ВДНХ построен целый древний город, Кремль еще белый, а не привычно красный, будет много компьютерной графики, эпическая картина. Над созданием костюмов трудилась целая группа художников-костюмеров. Ткань заказывали в Индии, Китае, Европе. Я в таком прежде не участвовал, говорят, павильоны после съемок откроют для посещения, как Сарай-Бату после съемок «Орды» оставили под Астраханью».
Сюжет охватывает период в несколько десятилетий с конца XV века, когда объединенное Русское государство навсегда освободилось от власти ордынских ханов. А Папа Римский Павел Второй, в целях сближения Католической и Православной церквей, предложил в жены Ивану Третьему Византийскую принцессу Софию Палеолог.
В интервью телеканалу «Россия К» режиссер картины о.
«Хотелось, чтобы наши мысли, чаяния соответствовали тому историческому моменту, который мы представляем, а мы их представляем довольно серьезными, благородными людьми, которые очень радели за судьбу своего отечества», – поделился Борис Невзоров.
Всего на счету актера более сотни ярких и самобытных ролей. Он одинаково глубоко и по театральному метко прорисовывает характеры, как главных героев, так и эпизодических персонажей. Его исторические образы, военные в разных чинах, заботливые отцы, любящие мужья и преданные друзья всегда находят отклик в зрительских сердцах.
Режиссер
Однако талантливый актер решил пойти дальше и попробовать себя в режиссуре. В этом качестве он дебютировал в 1993 году в криминальной ленте «У попа была собака…». В драму о коварстве, предательстве и мести автор пригласил известных актеров: Игоря Бочкина, Виктора Проскурина, Ирину Тимофееву, Олега Шкловского, Людмилу Иванову.
Спустя 15 лет Борис Невзоров снял сериал «Женщина без прошлого» о деловой и современной девушке, трагически потерявшей память и начинающей жизнь с чистого листа. Многие пытаются воспользоваться ее беспомощной ситуацией. Пытаются манипулировать, чтобы добиться собственных целей. Главную роль в картине исполнила Мария Аниканова.
Родной театр
Только в 2005 году он наконец-то смог найти для себя пристанище – Малый театр. Как утверждает сам актер Борис Невзоров, работа у него здесь именно такая, какую он всегда искал, то есть есть вызов, постоянный тяжелый труд, но каждая роль стоит всех потраченных сил. Несмотря на сложные условия и патриархальную систему в коллективе, место здесь он не променяет ни на какое другое.
Работая в Малом театре, актер принял участие в таких постановках, как «Ревизор», «Волки и овцы», «Свадьба, свадьба, свадьба!», «Маскарад». Постановка «Дети Ванюшина», основанная на пьесе Сергея Найденова, идет на сцене уже в течение пяти лет и пользуется огромной популярностью.
Несмотря на верность и любовь к своему родному театру, актер часто участвует в различных антрепризных постановках. Одной из последних его работ является комедия «Шалости женатого плута».
Личная жизнь
Напоказ свою личную жизнь актер старается не выставлять, но некоторые факты из нее все же известны. Свою первую супругу Борис встретил еще в ранней молодости: «С Мариной мы познакомились, когда мне было 19, а ей 16 лет. Это была такая романтическая любовь! Такие страсти! Я был болен: видел то, чего не было, и совершенно не замечал очевидное. А потом я выздоровел и прозрел. И случился полный крах иллюзий: и личных и профессиональных – мои провинциальные идеалы никак не хотели мириться со столичной действительностью. Я бросил училище, год работал дворником. Потом очухался и поступил в школу-студию МХАТ, опять на первый курс, встретил новую любовь…» От первого брака у артиста остался сын, ныне живущий в Англии.
Со второй избранницей — актрисой Анастасией Ивановой — Бориса свела совместная работа в фильме «Не могу сказать «прощай»». Как раз во время съемок картины их роман только начинался. Через полтора года у пары родилась Полина. К сожалению, Настя трагически погибла. Артист очень тяжело переживал эту потерю, однако заботы о любимой дочери заставляли его держаться.
Девочка выросла и захотела пойти по стопам отца, но он отговорил ее от этого шага: «Полина в какой-то момент начала строить такие планы. Я ее уговаривал, просто молил: «Не надо, дочка, артистка – это не профессия. Сегодня важно иметь надежную почву под ногами». Слава Богу, послушалась. Видите, как опять все повернулось: я не дошел до медицинского института, а Полинке это удалось – исправляет мои ошибки». В 2012 году Борис Невзоров стал дедушкой, любимая дочь подарила ему внука Захара.
Через три года после гибели супруги актер женился снова. О своей новой жене он рассказал: «Моя Аллочка – актриса Алла Панова, — она моя первая институтская любовь, еще с Щепкинского училища. Потом мы расстались, потом я ушел во МХАТ, потом произошло много разных хороших и плохих событий. У каждого была своя жизнь. И вдруг, спустя 23 года мы вновь встретились, совершенно случайно. И такой похожей оказалась наша судьба — я был вдовцом с дочкой, Алла — вдовой с сыном… Сразу как-то все вспомнилось, проснулись забытые чувства. Видимо, Богу была угодна эта встреча». Десять лет супруги прожили вместе, но затем последовал громкий развод с разделом имущества.
Новая гражданская жена актера Елена Хрипунова к искусству не имеет никакого отношения, работает в бухгалтерии Малого театра, где служит актер. Избранница на 25 лет моложе артиста и не теряет надежды подарить ему сына или дочку.
О подробностях личной жизни Борис Невзоров рассказал в передаче «Судьба человека с Борисом Корчевниковым».
Детские годы
Больше всего детских воспоминаний связано у актёра именно с этим южным городом. Здесь он пошёл в школу и с успехом закончил её в 1968г. По воспоминаниям Бориса Невзорова, наиболее яркое событие его детства – спектакль «Кот в сапогах», поставленный труппой Астраханского ТЮЗА.
Именно это детское впечатление от живой игры актёров, увиденной им в раннем детстве, предопределило выбор профессии будущей звезды: маленький Боря Невзоров твёрдо решил поступать в театральный институт.
С течением лет детская мечта мальчика не только не угасла, но наоборот, только окрепла. В 1967г., ещё будучи старшеклассником, Невзоров устраивается актёром в тот самый Астраханский ТЮЗ, спектакль которого так поразил юную творческую натуру мальчика.
По завершении обучения в школе, в 1968г. Борис с первой же попытки поступает в московское Щепкинское театральное училище, проучившись в котором пару курсов, переводится в школу-студию при МХАТе.
Интересные факты
— Борис Невзоров преподает в Российской академии театрального искусства (ГИТИС)
— Актер является руководителем Межрегионального общественного фонда «Русская традиция».
— Борис много лет увлекается фотографией. Здесь, как и в актерском искусстве, он смог достичь высокого уровня мастерства. Особое предпочтение отдает портрету, стремясь к достоверности, выразительности, искренности и психологической глубине образов. Его первым творческим проектом в качестве фотохудожника стала выставка «Обитель», представляющая собой портретную галерею братии и прихожан Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря.
— Артист слывет коллекционером мужских часов.
— Самое большое мужское увлечение Невзорова — это мощная спортивная машина. Управлять ею актеру доставляет особое удовольствие.
Театральная деятельность
Семь долгих лет актер набивал руку, совершенствовал мастерство. Это принесло свои плоды — стали появляться новые поклонники. Однажды Борис решил перейти в другой театр, имени Моссовета. Но через пару лет вернулся на прежнее место.
В 1993 году артист снова поменял театр. Теперь его новым местом работы стал драмтеатр имени Станиславского. Где артист прочувствовал каждую роль, а заодно Борис даже получил награду в виде премии. Роль, которую он исполнял — Журден, из постановки Семёна Спивака «Мещанин-дворянин»
2005 год для Бориса Георгиевича был воистину переполненным работой и новыми впечатлениями. Во время, когда он начал сотрудничать с Малым театром, по мнению всех смотревших и оценивающих, Борис был просто неподражаем в постановках. Появилось множество поразительных пьес с его участием, вроде «Дети Ванюшина» или всем известного «Самозванца»
2009 год сопровождался работой над антрепризой спектакля «Западня». За время своей карьеры, он стал в 1997 году Заслуженным артистом, а в 2011 году — Народным. Сейчас, он занимается преподавательской деятельностью в Российском институте театрального искусства — ГИТИС.
Интервью
Об актерской профессии
«Актерский организм – это очень сложная, очень подлая и очень коварная машинка. Потому что она не всегда открывается, она не всегда начинает играть. Ты на технике можешь вылезти, но кроме того, что правильно сделать, нужно еще некое чуть-чуть, которое в тебе может открыться только при каких-то особых обстоятельствах. Это особое обстоятельство – тот круг людей, в котором ты существуешь. Добрый взгляд этих людей на то, что ты делаешь, их помощь».
«Жизнь актерская – удивительная жизнь, — заметил Борис Невзоров в телепрограмме «Линия жизни». — Я обязательно когда-нибудь, как закончу сниматься в очередном сериале, напишу книгу. Я даже придумал название – «Талант одиночества. Или исповедь толкователя снов». Что такое актерская профессия – это реализация наших фантазий, наших мечтаний, наших надежд. И я надеюсь, настанут те времена, когда то ощущение счастья, которое во мне просыпается иногда, будет длиться вечно».
О сериалах
«Для себя я считаю невозможным отказываться от съемок в сериалах и при этом сидеть без работы. Кто-то может себе это позволить, это его право. Я думаю, что от безделья можно быстро растерять свои актерские навыки, а здесь ты, наоборот, приобретаешь что-то новое, ведь до недавних пор сериал был незнакомым, особенно для моего поколения, жанром. Сегодня я вижу много качественных сериалов. Все дело в том, как относиться к своей работе, нахалтурить можно и в большом кино. Недобросовестность – это то, что меня всегда раздражало, не понимаю, как, например, можно прийти на съемочную площадку не вовремя или в нетрезвом состоянии – ты же подводишь всех, ведь кино – это коллективный труд и ты, наверное, понимал это, когда мечтал стать артистом».
О свободном времени
«Сплю. Но это днем, потому что я сова по натуре, ночью люблю почитать, посидеть за компьютером. Люблю готовить – это здорово снимает стресс. Я знаю один секрет: никогда нельзя отходить от блюда, которое готовишь, надо все время быть рядом с ним и «ласкать» его своей энергетикой, как женщину. Стоит на миг отвлечься – и оно выйдет невкусным».
Знаменитости об актере
Юрий Стоянов (телепрограмма «Большая семья»): «Признак и качество очень большого театрального актера – это полное отсутствие, в самом банальном смысле слова, «театральности», которая ему абсолютно не присуща. Его можно представить кем угодно. Если бы я познакомился и не знал такого артиста, я бы ему придумал десятки настоящих мужских профессий, кроме одной, самой не мужской, казалось бы, — актерской. И я думаю, что Боря в эту профессию привносит все то, что нам кажется, ей не свойственно. А что он привносит? Вот эту свою «настоящесть». Нет такого слова, но применительно к нему, оно мне кажется очень правильным».
Николай Бурляев: «Борис из той когорты русских артистов, по которым будут представлять Россию. Лично для меня ты (обращается к Невзорову) – лицо русского кинематографа, такое, каким оно должно быть».
Актер о себе
«Мне друзья частенько говорят: «Все бегаешь? Посмотри в паспорт. Пора быть солиднее». А мне кажется, я только сейчас вкус жизни почувствовал, что-то начал понимать в себе и в окружающем мире. И так интересно жить, и столько всего хочется еще попробовать, столько планов и желаний!…»
По материалам телеканала «Россия К»; телепрограмм: «Линия жизни», «Большая семья», «Главная роль»; сайтов: rusakters.ru, ruskino.ru, peoples.ru, 24smi.org, mega-stars.ru, lichnaya-zhizn.ru, fb.ru, video.ru, nashteatr.com, vashdosug.ru, kinopoisk.ru, wday.ru.
Звания и награды:
- Приз Всесоюзного кинофестиваля «За лучшую актерскую работу» (1982, за фильм «Люди на болоте»)
- Лауреат Государственной премии России им.братьев Васильевых (1985)
- Серебряная медаль имени А. Довженко (1986)
- Премия «Киношок» в номинации «Лучшая роль» (1993, за фильм «Наводнение»)
- Приз кинофестиваля «Созвездие» за художественный фильм «У попа была собака» (1995)
- Заслуженный артист России (1997)
- Народный артист Российской Федерации (2011)
Режиссерская деятельность
Как и многие актеры, что проводят много времени на сцене или перед камерами, Невзоров постепенно начал обращать внимание не только на пьесы, в которых он играл, но и на работу тех, кто занимался их постановкой. Режиссерским дебютом Бориса является кинолента «У попа была собака», она была снята в 1993 году.
Спустя 15 лет Невзоров занимается подготовкой сериала «Женщина без прошлого», в котором идет повествование о современной девушке, что трагично теряет свои воспоминания и вынуждена начать новую жизнь с чистого листа.
Фильмография: Актер
- Все могло быть иначе (2019), сериал
- София (2016), сериал
- Чужое гнездо (2015), сериал
- Манекенщица (2014), сериал
- Личное дело (2014), сериал
- Дурак (2014)
- Майор (2013)
- Совет да любовь (2012)
- Моя большая семья (2012), сериал
- Операция «Горгона» (2011), сериал
- Метод Лавровой (2011), сериал
- Каменская-6 (2011), сериал
- Весна в декабре (2011), сериал
- Единственный мужчина (2010), сериал
- Судьбы загадочное завтра (2010), сериал
- Хозяйка тайги (2009), сериал
- Братья Карамазовы (2009), сериал
- Кардиограмма любви (2009)
- Дорога, ведущая к счастью (2009)
- Жаркий лед (2008), сериал
- Каменская-5 (2008), сериал
- Родные люди (2008), сериал
- Ностальгия по будущему (2007)
- Сенатор (2007)
- Возвращение Турецкого (2007), сериал
- Комната с видом на огни (2007)
- Волчица (2006), сериал
- Фартовый (2006)
- Дьявол из Орли (2006)
- Любовница (2005), сериал
- Веревка из песка (2005), сериал
- Далеко от Сансет-бульвара (2005)
- Новый русский романс (2005)
- Дальнобойщики-2 (2004), сериал
- Исцеление любовью (2004), сериал
- Дорогая Маша Березина (2004)
- Марш Турецкого. Новое назначение (2003), сериал
- Сны о пятом времени года (2003)
- Каменская-3 (2003), сериал
- Леди Мэр (2002), сериал
- Дорога (2002)
- Каменская-2 (2002), сериал
- Марш Турецкого-3 (2002), сериал
- Леди Босс (2001), сериал
- Леди Бомж (2001), сериал
- Марш Турецкого-2 (2001), сериал
- Простые истины (2001), сериал
- Марш Турецкого (2000), сериал
- Каменская (2001), сериал
- Князь Юрий Долгорукий (1998)
- Цветы провинции (1994)
- Шляхтич Завальня, или Беларусь в фантастических рассказах (1994)
- Ангелы смерти (1993)
- Гладиатор по найму (1993)
- Наводнение (L’ Inondation) (1993)
- Убийство в Саншайн-Менор (1993)
- У попа была собака… (1993)
- Черный аист (1993)
- Утро очень хорошего зимнего дня. Симфония (1992)
- А спать с чужой женой хорошо?! (1992)
- Грех (1992)
- За что? (1991)
- Ятринская ведьма (1991)
- Берег спасения (1990)
- Овраги (1990)
- Все впереди (1990)
- Нелюдь, или В раю запрещена охота (1990)
- Высокая кровь (1989)
- Сталинград (1989)
- Гулящие люди (1988)
- Клиника (1988)
- Переправа (1987)
- Всего один поворот (1987)
- 55 градусов ниже нуля (1986)
- Говорит Москва (1986)
- Капабланка (1986)
- На пороге (1986)
- Русь изначальная (1986)
- Степная эскадрилья (1986)
- Дети солнца (1985)
- Город над головой (1985)
- Парашютисты (1985)
- Близкое и далекое (1984)
- Лучшая дорога нашей жизни (1984)
- Без особого риска (1983)
- Дыхание грозы (1983)
- Жил-был Петр (1983)
- Таежный моряк (1983)
- Здесь твой фронт (1983)
- Найти и обезвредить (1982)
- Приказ: перейти границу (1982)
- Россия молодая (1982)
- Вот такая музыка (1981)
- Люди на болоте (1981)
- Главный конструктор (1980)
- Половодье (1980)
- Ты должен жить (1980)
- День возращения (1979)
- Мир в трех измерениях (1979)
- Особо опасные (1979)
- Дорога (1976)
Юность и начало актерской карьеры
В 18-летнем возрасте у молодого человека появляется новое увлечение – театр. Благодаря всё тем же семейным связям, он часто посещает спектакли и постановки как местных театров, так и приезжих, на которые на тот момент могут попасть далеко не все жители города. Увидев, как это красиво и увлекательно, Борис с первого взгляда влюбляется в профессию театрального артиста, и с удовольствием поступает в Высшее театральное училище имени Щепкина. Он еле-еле проходит экзаменационную комиссию, которая считает, что парень абсолютно не годится в актеры из-за своего непростого, переменчивого характера. Но когда председатель комиссии узнает, кем являются родители Невзорова, парень сразу же становится одним из студентов училища.
Впрочем, педагоги, которые впоследствии потратили немало сил на его обучение, никогда не жалели о том, что когда-то давно взяли Невзорова в свои ряды. По их словам, он был невероятно талантлив, но чрезвычайно ленив. Именно второе качество не позволяло ему доводить начатое до конца, бросать даже то, что было ранее дорого и интересно.
В 1970 году Борис Невзоров переводится из театрального училища Щепкина в Школу-студию МХАТ по рекомендации председателя, который считает, что там его смогут научить большему. С этого самого момента актер начинает появляться на театральной сцене. В разные года он участвует в трупе Московского Нового драматического театра, Театра имени Моссовета, ЦКДЮФ и других. Однако переходя всё в новые и новые коллективы, Борис понимает, что лучше всего ему было в Новом драматическом, поэтому он возвращается туда, уже будучи известной личностью, и всеми силами старается поддержать молодой коллектив, который спустя полгода становится еще более известным именно благодаря ролям Невзорова на сцене.
За годы работы в разных театрах Борис Невзоров появляется в таких постановках, как «Мещанин-дворянин» (1999), «Ревизор» (2006), «Волки и овцы» (2009), «Свадьба, свадьба, свадьба» (2010). Кроме театра, актер пробует себя и в кино. С его участием снимается множество кинофильмов и телесериалов, наиболее популярными из которых становятся «Дорога» (1975), «Найти и обезвредить» (1982), «Дети солнца» (1985), «Красный цвет папоротника» (1987), «Каменская» (1999-2000), «Марш Турецкого» (2000) и другие.