Семейная история
Юрий Станиславович Любшин является старшим сыном прославленного советского и российского артиста театра и кино Любшина Станислава Андреевича. Его родители сочетались узами брака в ранней юности, Станислав, будучи еще неоперившимся парнишкой, женился на Светлане, студентке Тимирязевской академии. Молодые люди, едва познакомившись, решили пожениться, и в год, когда Любшин-старший решил кардинальным образом изменить свою судьбу и пойти учиться актерскому мастерству, у четы родился первенец. Знаменательное событие случилось 24 февраля 1955 года. Как вспоминал Юрий Любшин, отец очень много трудился, чтоб обеспечить финансовую стабильность семье. Дети учились в престижных школах, часто посещали театральные постановки с участием отца.
Кинематограф
В кино Станислав Любшин дебютировал в военной драме Захара Аграненко «Ленинградская симфония», где исполнил роль студента. Затем снялся в «короткометражке» «Сегодня увольнения не будет» и в комедии «Конец цвета».
«Мне двадцать лет»
Известность пришла к Любшину после молодежного фильма Марлена Хуциева «Застава Ильича», который вышел на экраны в 1963 году. Киноповесть, посвященная молодежи шестидесятых годов. Его персонаж – строитель Славка Костиков – получился искренним и настоящим.
Однако картину раскритиковал Никита Хрущев, после чего ее вернули на доработку. Через два года она вышла уже с другим названием – «Мне двадцать лет» и взяла премию Венецианского фестиваля.
В эпизодах фильма снялись Андрей Тарковский, Александр Митта, Андрей Кончаловский, Павел Финн, Наталия Рязанцева.
Также в нем использованы документальные съемки вечера поэзии в Политехническом музее с участием поэтов Евгения Евтушенко, Андрея Вознесенского, Роберта Рождественского, Беллы Ахмадулиной.
«Щит и меч»
В 1967 году Станислава пригласили на роль разведчика Александра Белова в сериал Владимира Басова «Щит и меч».
Главный герой – советский разведчик Александр Белов, выехавший в сороковом году в Германию под именем немца-репатрианта Иоганна Вайса. К сорок четвертому коллега Штирлица достиг прочного положения в абвере, дослужился до чина обер-лейтенанта и был переведен в Берлин, в службу СС.
Теперь, в Имперском управлении безопасности, он может получать важнейшую информацию о крупных военных операциях как из первых рук, так и добывая ее самостоятельно, с риском для жизни.
После выхода этого фильма миллионы советских зрителей признавались Станиславу Любшину в любви, а у режиссеров он стал востребованным актером.
Далее артист снялся в лентах «Красная площадь», «Монолог», «Моя жизнь», «Печки-лавочки», «Ксения, любимая жена Федора», «Сентиментальный роман», «Слово для защиты», «Степь» и других.
В 1977 году Любшин появился в фильме по повести Василия Шукшина «Позови меня в даль светлую». Он перевоплотился в мужчину-неудачника, который спивается и теряет самого себя.
«Пять вечеров»
Одной из лучших ролей Станислава Любшина стал образ Александра Петровича Ильина в мелодраме Никиты Михалкова «Пять вечеров». Партнершей артиста была Людмила Гурченко.
Действие фильма происходит в середине 1950-х годов. Александр и Тамара познакомились и сразу полюбили друг друга. Неожиданно пришла беда: началась Великая Отечественная война. И они потеряли друг друга на долгие 20 лет.
В картине также снялись: Валентина Теличкина, Лариса Кузнецова, Игорь Нефедов, Александр Адабашьян, Нина Тер-Осипян и другие.
Станислав Андреевич вспоминает: «В течение этих пятнадцати или семнадцати дней съемок атмосфера была потрясающая. Большего уважения к актеру я в своей жизни не встречал. Когда отснятый материал на следующий день отпечатывали, он прибегал, обнимал, плакал: «Слава, как ты здорово сыграл! Какой у тебя первый дубль! А второй, по моему предложению, – еще лучше!»
После выхода «Пяти вечеров» на экраны Любшин был во второй раз признан лучшим актером года.
В 1980-ом Станислав Андреевич сыграл лесничего в драме «Не стреляйте в белых лебедей», Александра Федоровича Лаптева в экранизации пьесы Антона Чехова «Три года».
Среди его заметных трудов того периода можно о, «Забавы молодых» и «Черный монах».
В начале 90-х артист снялся в нескольких телепроектах — «Шкура», «Женщина в море», «Увидеть Париж и умереть», «Мечты идиота», после чего сосредоточился на работе в театре. Российский синематограф пребывал в полной разрухе.
Вновь на экраны Станислав вернулся уже в начале нового века. В трагикомедии Валерия Рубинчика «Кино про кино» Любшин в паре с Татьяной Лавровой сыграли актеров, которые оказались ненужными в современном кино.
Успешными стали его роли в многочисленных сериалах: «Всадник по имени Смерть», «Усадьба», «Ермоловы», «Кружева», «Раскол», «Черта», «Великая», «Годунов» и многих других.
Продолжатель традиций
Юрий Любшин после окончания школы поступает в технический вуз — Московский институт электронного машиностроения. На третьем курсе к юноше приходит понимание, что все, чему его обучают в вузе, не интересует по-настоящему. Юрий не видел себя в данной отрасли в будущем. Поэтому он намеревается бросить учебное учреждение, о чем сразу сообщает родителям. По словам ныне известного режиссера, его отец в тот момент удержал сына от опрометчивого поступка. Юрий отучился положенный срок, а после поступил во ВГИК на операторский факультет. Его наставником и учителем стал В. И. Юсов. Кстати, в учебном учреждении никто не принимал во внимание, что Юрий Любшин является сыном известного актера, он проходил обучение на равных условиях.
Интересным фактом является то, что младший брат Вадим, окончивший Школу-студию МХАТ, в юности был очень востребованным исполнителем в отечественной киноиндустрии, но в определенный момент просто ушел из профессии.
Биография
Станислав Любшин появился на свет в Подмосковье. Все его детство и школьные годы прошли в деревне Владыкино. Отец работал агрономом, а мать – скотницей.
Станислав Андреевич вспоминает: «Я жил в деревне подмосковной, Владыкино, это теперь Москва. У нас в деревне совхоз был. Мать на скотном дворе работала, отец был агрономом, потом военным. Среда была сельская, район тяжелый. Такого, чтобы, как сейчас, людей обижать, стариков, бедных грабить, сумки воровать – этого не было. Если грабили, то сберкассу или магазин. У нас каждый месяц грабили магазин. Один магазин был, и 30-го или 31-го числа его грабили. Все заранее знали, во сколько часов это будет.
Или, наоборот. За воротами нашего совхоза пивная стояла, «Ягодка» называлась. Ребята взрослые зацепят ее за автобус и отвезут за три остановки. Люди приходят с утра, а ее нет, надо три остановки идти, чтобы опохмелиться. Такие были номера. Нас у родителей трое было, я старший, брат был моложе на год, потом сестренка. И я, в общем, ответственно относился к жизни».
Уже в детстве мальчик проявлял артистические способности. Вместе с мамой играл в драматическом кружке в местном совхозе: «С восьми лет начал работать. Сначала в совхозе галок гонял в саду, ворон отпугивал, потом до сторожа дошел, такую сделал сельскохозяйственную карьеру. А мать занималась самодеятельностью. Этим женщинам, которые в четыре утра вставали и шли доить коров, потом приходили и занимались целый день детьми и домом, им хотелось еще чего-то. Они организовали в совхозе драмкружок, «Грозу» ставили, «Горячее сердце», да, серьезную литературу».
После окончания школы юноша решил получить профессию сварщика. Поступил в Кислородно-сварочный техникум, а ночами подрабатывал сторожем, затем отправился служить в армию. По специальности Станислав не трудился, хотя директор техникума предлагал ему остаться.
Все эти годы Любшин грезил театральным институтом. И, пообещав родителям, что станет ведущим актером страны, подал документы в Щепкинское театральное училище.
«Я решил с родителями посоветоваться. У соседа, опять же, как в «Пяти вечерах», телевизор КВН был, с линзой. Когда люди по полу ходили, вода в линзе колыхалась, и артисты были в полоску. Вот отец с матерью сидят, смотрят. А там Козловский Иван Семенович поет, а за ним хор стоит. Я говорю: «Мам-пап, я хотел бы проверить себя, пойти сдавать экзамен в театральное». Мать почему-то заплакала, такая реакция. А отец молчал, молчал и сказал: «Если ты будешь, как он, – показал на Козловского, – иди. А если как за ним, то не надо», – рассказывает Станислав.
В 1959 году Любшин получил диплом артиста.
Творческая жизнь бурлит
В период с 1990 по 2000 год Юрий Любшин фильмы снимает ежегодно. В результате их количество составляет 12 кино- и телеработ, среди которых самыми известными являются сельско-фермерская драма «Любить по-русски 2», приключенческая комедия «Бедная Саша», комедия «8 с половиной долларов». Далее следовали не менее значимые «Есенин», «Диверсант 2: Конец войны», «Заколдованный участок», «О чём говорят мужчины».
Зрелые годы. Кино и театр
Народный артист РСФСР Станислав Любшин в роли Тартюфа в постановочном спектакле «Тартюф» по пьесе Жан-Батиста Мольера. 1986 год. Фото: РИА Новости На театральную сцену после долгого перерыва Любшин вернулся только в 1974 году. В те годы спектакли с его участием с успехом проходили в Театре им. Ермоловой. Спустя три года актёр перешёл в Театр на Малой Бронной.
В 1980 году Любшин, уже именитый актёр и режиссёр, снискавший международное признание, снялся в картине Родиона Нахапетова «Не стреляйте в белых лебедей» по одноимённому рассказу Бориса Васильева.
В том же году Любшин выступил режиссёром во второй раз — в картине под названием «Три года» по повести Антона Чехова.
После долгих скитаний по московским театрам, в 1981 году Любшин окончательно остановился на МХАТе им. Чехова. Именно там ему довелось играть в таких замечательных постановках, как «Тартюф», «Обвал», «Призраки среди нас», «Вишнёвый сад», «Борис Годунов» и других.
В 1980-х годах актёр стал реже появляться на экранах, однако картины, в которых он снимался, становились заметными событиями в киноиндустрии. Взять хотя бы фантастическую комедию «Кин-дза-дза» Георгия Данелии, в которой Станислав Любшин блестяще сыграл прораба Владимира Машкова (дядю Вову).
Станислав Любшин в фильме георгия Данелии «Кин-дза-дза». 1986 год.
С начала 90-х до начала нового тысячелетия Любшин сосредоточил своё основное внимание на театральной работе, хотя не забывал и про кинотворчество — за это время он успел сняться в одиннадцати картинах.
В 2000-х поклонники талантливого актёра могли увидеть его в телесериалах («Заколдованный участок», «Ермоловы», «Раскол» и др.) и кинофильмах, таких как «Всадник по имени смерть» (2004 года), «Антикиллер Д.К.» (2009 года), «Треск» (2011 года).
Одной из недавних работ Станислава Любшина стала роль в мистическом сериале «Пятая стража».
В 2003 году Станислав Любшин был удостоен Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Кроме того, Станислав Андреевич является Народным артистом РСФСР (1981 год) и обладателем Ордена Почета (1998 год).
Самые запоминающиеся для творца
Юрий Любшин – кинооператор высшего профессионального уровня, поэтому весьма востребован в отечественной киноиндустрии. Совсем недавно он закончил работу над созданием мелодрамы «От печали до радости», созданную по заказу телеканала «Россия». По словам оператора, получилась довольно забавная деревенская комедийная история с замечательным актерским ансамблем. Самым запоминающимся для Любшина является эпизод, в котором в село прибывает съемочная киногруппа, в этой сцене члены съемочной группы проекта пытаются изображать самих себя в несколько гиперболизированной форме – более смешное зрелище, по мнению Юрия, представить сложно.
По признанию оператора он снимает фильмы и сериалы, в основу которых положены интересные, цепляющие истории. Наибольшее удовольствие он получил от работы над лентами «О чем говорят мужчины», «Квартет И» и «С чего начинается Родина» (сериал 2014 года).
Субъективное мнение Любшина
Юрий Любшин — кинооператор с тридцатилетним стажем, поэтому он может позволить себе дать оценку умению кинооператоров прошлых лет в сравнении с теми, кто работает сегодня. По словам профессионала, поскольку пленка ранее была беспримерным носителем, ее возможности были основательно изучены. Сейчас, в эпоху НТР, кинооператоры не успевают проработать одну технику, как ей на смену приходит другая. А чем глубже они внедряются в премудрости и технические тонкости, тем сложнее им творить настоящие произведения искусства. По мнению специалиста, раньше основной фигурой в кинематографическом процессе был оператор, а сейчас современники не фильм снимают, а лишь рабочие заготовки для последующей компьютерной графики. Хотя в его творчестве есть приятные исключения, к примеру, очень «советский» и специфический детективно-драматический телефильм «С чего начинается Родина». Сериал срежиссировал Рауф Кубаев. Достоинствами проекта считается то, что он отснят на прекрасном материале, держит интригу недосказанностью и полутонами.
Скромность красит человека
Юрий Любшин, личная жизнь которого никогда не выставляется напоказ, живет без фанфар, довольно скрыто. Многие из окружающих даже не догадываются, что он имеет непосредственное отношение к великому Станиславу Любшину. Хотя на съемочную площадку его еще в детстве привел именно отец. Два истинных дарования вместе работали над созданием картин «Мечты идиота», в которой Станислав играл Паниковского, «Три года», в которой Любшин-старший перевоплотился в Лаптева Алексея Федоровича и «Заколдованный участок», в котором актер примерил образ Ваучера (Трошина Бориса Петровича).
Супруга Юрия киноактриса Елена Аминова, известна отечественному зрителю по работам в картинах «Формула любви», «Любить по-русски 2, 3», «Графиня де Монсоро», «Гоголь. Ближайший», «Грач», однажды пробовала себя и в режиссуре. В 1991 году она поставила боевик «Похороны на втором этаже», который является классическим примером кооперативного кино. Оператором картины является ее супруг Юрий Станиславович.
В конце декабря 1986 года в Одессе у супружеской четы родилась дочь, Дарья Любшина. Вначале девушка занималась актерским мастерством, но после, пройдя курсы рекламного продакшена Т. Бекмамбетова, поступила и окончила факультет режиссуры игрового кино ВГИКа. По признанию Дарьи, родившись в семье кинематографистов, она получила уникальнейшую возможность стать частью мира театра и кино. Внучка Станислава Любшина срежиссировала несколько короткометражек, в том числе и Next, получившую награды международных кинофестивалей в номинации «Лучший экспериментальный фильм». В настоящее время она замужем и с удовольствием преподает актерское мастерство, прислушиваясь к дельным советам и рекомендациям своего звездного семейства.
Самое интересное
ТОП-9 голливудских актрис с нестандартной внешностью (10.01.2018)
Знаменитые актрисы, которым не стоит открывать свои ноги (13.02.2020)
Первой из таких ролей стал Славка Костиков из «Заставы Ильича», который в исполнении Любшина получился искренним и настоящим. По мнению режиссера, игра молодого актера отличалась интеллигентностью, а работать с ним было интересно и приятно.
На фото: Станислав Любшин в фильме «Третья ракета»
В творческой биографии Станислава Любшина был период, когда ради того, чтобы сняться у Тарковского в «Андрее Рублеве» он не только покинул Театр на Таганке, но и отказался от съемок в другом фильме, договор с которым уже был подписан, однако, в конце концов, роль Тарковский отдал другому актеру.
«В жизни была страшная полоса, когда Тарковский мне морочил голову с фильмом «Андрей Рублев». Морочил голову года два, что я буду играть Рублева. Какие-то делали с ним заготовки, пробы делали. А потом у него стало дело затягиваться», — рассказывает Станислав Андреевич.
Конечно, Любшину было обидно получить отказ от такой роли, но и без нее актер создал немало ярких запоминающихся образов в кино.
«Щит и меч»
В 60-70-е годы Любшин был очень востребованным киноактером – он снялся в таких фильмах, как «Если ты прав», «Третья ракета», «Первая любовь» по Тургеневу и многих других.
«Ксения, любимая жена Федора»
Любимым для многих стал его персонаж из многосерийной киноленты «Щит и меч», в которой зрители увидели Любшина в образе советского разведчика Александра Белова.
В семьдесят седьмом году свет увидел кинофильм «Позови меня в даль светлую», благодаря которому зрители познакомились с режиссерским талантом Станислава Андреевича, который получил за эту картину премию международного кинофестиваля.
«Кин-Дза-Дза»
Нельзя не вспомнить комедийную ленту «Кин-Дза-Дза», в которой Любшин снялся в главной роли. В девяностые годы востребованность Станислава Любшина в кино несколько упала, но, тем не менее, он никогда не оставался без работы.
На фото: Станислав Любшин в фильме «Кадриль»
В те годы на экраны вышли такие замечательные фильмы с его участием, как «Царь Иван Грозный», «Вечный муж», комедия «Кадриль» и другие.
Он и сейчас продолжает радовать поклонников своими работами в кино. Среди его последних ролей – архимандрит Иоасаф в «Годунове», Волшебник в «Вечной жизни Александра Христофорова», князь в «Он – дракон».
Любшин в фильме «Черный монах»