Павел Кадочников. Затерянный герой

Павел Петрович Кадочников (1915-1988) – советский актер театра и кино, кинорежиссер, сценарист и педагог. Лауреат 3-х Сталинских премий и Народный артист СССР.

В биографии Павла Кадочникова есть немало интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Итак, перед вами краткая биография Кадочникова.

image

Биография Павла Кадочникова

Павел Кадочников появился на свет 16 (29) июля 1915 года в Петрограде. Он рос и воспитывался в простой семье, не имеющей ничего общего с кинематографом. Во время Гражданской войны он вместе с родителями переехал в уральскую деревню Бикбарда, где и прошло его детство.

Детство и юность

В деревне Павел ходил в местную школу. Одновременно с этим он увлекался рисованием. Любовь к живописи ему привила мама, которая была образованной и мудрой женщиной.

В 1927 г. семейство Кадочниковых вернулось домой. К тому времени их родной город был переименован в Ленинград. Здесь Павла приняли в детскую художественную студию.

В данный период биографии Кадочников мечтал стать художником, но его мечтам не суждено было сбыться. В связи с тяжелой болезнью отца, который не мог полноценно обеспечивать семью. В результате, Павел бросил учебу и начал трудиться помощником слесаря на фабрике.

Не смотря на тяжелые рабочие будни, юноша продолжал посещать художественную студию. Именно здесь в 1929 г. произошло его знакомство с театром. Его заметил один из руководителей театрального кружка, который искал исполнителя частушек для своего спектакля.

Кадочников настолько искрометно выступил на сцене, что сразу же был принят в театральную студию, где вскоре получил свою первую роль в постановке.

Кадочников Павел Петрович

Павел Кадочников родился 29 июля 1915 года в городе Санкт-Петерубрг. Появился на свет в рабочей семье. В гражданскую войну семья Павла переехала на родину отца, в небольшое уральское село Бикбарда. Там и прошло детство Павла. В деревне он учился в школе, там же и проявилось его увлечение рисованием, а мать поддерживала его в этом увлечении.

После возвращения в 1927 года в Ленинград он поступил в детскую художественную студию, мечтая стать профессиональным художником. Однако, доучиться не удалось – тяжело заболел отец, и Павел пошел учеником слесаря на завод – надо было поддерживать семью, где он был старшим. Но в художественной студии Павел продолжал заниматься.

Началось его увлечение театром с 1929 года , сначала он учился в техникуме при ТЮЗе, а потом и в театральном институте. Так получилось, что Кадочников стал студентом института в 15 лет.

Он его закончил, стал актёром ТЮЗа, и получил приглашение на съемки в кино в 1935 году. Сначала он на экране очень себе не понравился и даже собирался никогда больше в кино не сниматься. Но в 1937 году все же снялся в небольшом эпизоде в фильме «Человек с ружьем» режиссера Юткевича, потом сразу в двух ролях у Юткевича в фильме «Яков Свердлов». А настоящий успех пришел к актеру в 1941 году, в комедии «Антон Иванович сердится». Во время войны он снимается в фильмах «Оборона Царицына» и «Иван Грозный». Творческая работа с великим режиссёром Сергеем Эйзенштейном привела Кадочникова к решению оставить театр и посвятить себя кино. Среди его ролей особенно знаменитыми стали работы в картинах: «Подвиг разведчика», «Повесть о настоящем человеке», «Далеко от Москвы», «Укротительница тигров» и другие.

Актер активно снимался в кино, причем он великолепно играл самые противоположные по характеру и типажу и роли и прекрасно выглядел в самых разных амплуа, поскольку обладал не только актерским талантом и отличительными внешними данными, но и искусством перевоплощения. Пробовал Кадочников свои силы и в режиссуре, а в 1956-1958 годах он – художественный руководитель студии киноактера при киностудии «Ленфильм».

Однако в середине 1960-х годов Павел Петрович попал в опалу к высшему руководству, его перестали приглашать сниматься и не давали роли в театре, тогда он ездил по стране с концертами, на которых у актера всегда был аншлаг. В кино Кадочников смог вернуться лишь в 1976 году, когда Никита Михалков пригласил его на роль в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». После выхода этой картины актер вновь стал востребован режиссерами — от предложений сниматься не было отбоя, но далеко не каждое им принималось.

Весной 1981 года в семье Кадочникова произошла трагедия — погиб его младший сын, и единственным спасением для актера стала работа – в 1982 году он снялся сразу в 5 фильмах. Среди наиболее заметных его работ тех лет — роли в картинах: «Ленин в Париже», «Пропавшие среди живых», «Сокровища Агры» и другие. Народный артист СССР, Герой Социалистического Труда, лауреат трех государственных премий — он был награжден несколькими орденами и медалями.

Павел Петрович Кадочников скончался 2 мая 1988 года из-за острой сердечной недостаточности в Ленинграде, где и был похоронен на Серафимовском кладбище. 02.05.1988

Театр

В 15-летнем возрасте Павел становится студентом театрального техникума при Ленинградском ТЮЗе. Интересен факт, что он был зачислен в техникум, не успев получить среднего образования. Вскоре учебному заведению был присвоен статус института.

В это время биографии Кадочников заметно выделялся на фоне других сокурсников. Он следил за модой, носил бабочку и толстовку, а также исполнял неаполитанские песни, обращая на себя внимание многих девушек.

Став дипломированным артистом, Павел начал работать в местном ТЮЗе. Позже он стал одним из самых талантливых актеров города, вследствие чего ему доверяли играть совершенно различных персонажей.

Любопытно, что когда Кадочникову едва исполнилось 20 лет, он уже преподавал технику речи в театральном училище. В статусе педагога он проработал около трех лет.

Фильмы

На большом экране Павел Кадочников впервые появился в 1935 г., сыграв Михася в фильме «Совершеннолетие». После этого он получал главные роли в патриотических лентах «Разгром Юденича» и «Яков Свердлов». К слову, в последней работе он перевоплотился сразу в 2-х персонажей – деревенского парня Леньку и писателя Максима Горького.

В разгар Великой Отечественной войны (1941-1945) Кадочников снялся в историко-революционной киноэпопее «Оборона Царицына». В ней рассказывалось о первой обороне Царицына (в 1918 г.) войсками Красной Армии под командованием Иосифа Сталина и Климента Ворошилова.

В послевоенные годы Павлу Кадочникову продолжали предлагать роли ключевых героев. Особенную популярность ему принесла военная драма «Подвиг разведчика», в которой он преобразился в майора Федотова. За эту работу он удостоился своей первой Сталинской премии.

image Павел Кадочников в фильме «Повесть о настоящем человеке»

В следующем году Кадочников получил вторую Сталинскую премию за роль Алексея Мересьева в фильме «Повесть о настоящем человеке». Интересен факт, что во время съемок актер постоянно носил протезы, чтобы как можно лучше изобразить своего персонажа.

Не менее интересно и то, что настоящий Алексей Мересьев был восхищен отвагой Павла Кадочникова, отметив, что он больше него походит на настоящего героя.

В 1950 г. мужчину увидели в картине «Далеко от Москвы», за которую он в 3-й раз получил Сталинскую премию. Поскольку Кадочников постоянно играл бесстрашных персонажей, он оказался заложником одного образа, вследствие чего становился все более малоинтересным для зрителя.

Положение вещей изменилось через 4 года, когда Павел Петрович снялся в комедии «Укротительница тигров», принесшей ему новую волну популярности. Ходили слухи будто между ним и «укротительницей» Людмилой Касаткиной был роман, и что актер даже хотел ради нее уйти из семьи. Однако Людмила осталась верной своему супругу.

В последующие десятилетия Кадочников продолжал сниматься в фильмах, а также стал членом КПСС (1967). В середине 60-х годов он решил заняться режиссерской деятельностью, желая достичь успеха и на этом поприще.

Павел Кадочников: «У нас всё по-честному!»

29 июля исполняется 105 лет со дня рождения актера Павла Кадочникова (1915–1988). Он был невероятно популярен. Как водится, этого красавца одолевали толпы восторженных поклонниц, тем более что он также являл собой воплощение мужественности, смелости, героизма и не только на экране. Однажды в Одессе его на руках почитатели донесли от гостиницы «Аркадия» до киностудии, а это несколько трамвайных остановок.

Всенародная слава к П. Кадочникову пришла в 1947 г., после выхода на экраны страны фильма режиссёра Бориса Барнета «Подвиг разведчика». Разведчиком Алексеем Федотовым, в оккупированной Виннице выдававшим себя за офицера вермахта Генриха Эккерта, были очарованы все советские зрители. Он добыл секретную переписку генерала фон Кюна с гитлеровской ставкой и «прихватил» самого генерала. Прототипом главного героя считается Николай Кузнецов, действовавший в тылу врага под видом немецкого офицера Пауля Зиберта. Воистину для всех, кто пережил Великую Отечественную войну, это была не просто картина. Слова из неё: «За победу! За нашу победу!», в логове врага произнесённые героем с особой многозначительностью, запали зрителям в душу, люди повторяли их в застольях. Это был любимый тост и самого актёра, он поднимал его на все праздники.

image

Павел Кадочников в фильме «Подвиг разведчика»

Создатели фильма получили Сталинскую премию, а Кадочников удостоился ещё и личной оценки от И. Сталина: вождь народов назвал созданный образ настоящим чекистом. Позже Иосиф Виссарионович спросил артиста, что может для него сделать. Актёр в шутку попросил слова о настоящем чекисте зафиксировать на бумаге, и через несколько дней получил из Кремля документ с подписями Сталина и Ворошилова – Кадочникову присваивалось звание майора всех родов войск Советской Армии.

В свете великого советского послевоенного кино сценарий ленты «Подвиг разведчика» кажется во многом наивным. А вот второй триумфальный для Кадочникова фильм, экранизация произведения Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке», остаётся и до сегодняшнего дня живым и сильным, как и его литературная первооснова. Вообще, следовало бы эту повесть вернуть в школьную программу литературы (как, скажем, и повести «Сын полка» В. Катаева и «Звезда» Э. Казакевича).

Для достижения достоверности образа легендарного обезноженного лётчика Мересьева (1948, реж. А.Б. Столпер) Кадочников отказался от помощи дублёров и сам учился ходить на протезах, даже танцевал на них (пронзительнейшая сцена фильма!). По воспоминаниям очевидцев, прототип главного героя, Алексей Маресьев, приглашённый консультантом в картину, был поражён его актерским мужеством. «Я, – говорил он, – всего три дня полз по снегу, а Кадочников ползёт уже несколько месяцев». Впоследствии он шутил, что актёр был больше похож на героя-лётчика, чем он сам: «Павел Петрович меня переиграл». Перед съёмками актёр встречался с Маресьевым, чтобы приблизиться к роли. Сам же герой-воин непросто переживал свою трагедию и посмотрел кино лишь однажды, на премьере, после чего никогда больше этого не делал – те тяжкие 18 суток он не мог переживать снова.

image

Павел Кадочников в фильме «Повесть о настоящем человеке»

Кадочников всё делал в кадре лично, даже боролся с медведицей в глухом лесу. Часто рисковал. Трюки выполнял сам, любил повторять: «У нас всё по-честному!» Внучка актёра рассказала про его прыжок на мотоцикле в фильме «Укротительница тигров» (1955). Он готов был и под куполом цирка прыгнуть, но сорежиссёр Надежда Кошеверова сказала: «Исключено! Ты нам нужен!» И это был запомнившийся зрителям дуэт красивых людей – возлюбленную героя, мотогонщика Фёдора Ермолаева, дрессировщицу сыграла неповторимая дебютантка Людмила Касаткина.

image

П. Кадочников и Л. Касаткина в фильме «Укротительница тигров»

Внучка Наталия Кадочникова, рано потерявшая отца, актёра Петра Кадочникова, и потому воспитывавшаяся у дедушки с бабушкой, рассказывает: «Они прожили вместе пятьдесят три года. А знакомы были с пятнадцати лет. Они вместе учились в театральном училище. Когда началась война, первые месяцы они ездили на фронт с концертами. Она всегда была рядом с дедом на всех площадках. Было страшно разминуться и потеряться. Потом они уехали в Алма-Ату. А в конце войны бабушка забеременела. В декабре 44-го родился мой папа. И вот тогда ей уже было не до театра и кино. Дедушка же к тому времени гремел по всей стране — после съёмок в картине “Антон Иванович сердится” (съёмки закончились 21 июня 1941 г. — П.М.). Этот фильм шёл в ленинградских кинотеатрах даже во время блокады. В архиве деда я нашла письмо его папы из блокадного Ленинграда: “Павлинька, твоя картина „Антон Иванович сердится“ идёт в кинотеатре, но билетов не достать”. В 44-м они всей семьей — дедушка, бабуля и папа — поехали в Тбилиси. Дедуля снимался в “Робинзоне Крузо”. Бабуля с папой были рядом с ним. В Ленинград вернулись только в 46-м».

При Хрущёве Кадочникова не снимали: он однажды резко высказался в адрес Никиты Сергеевича. Из-за тех неурядиц у артиста на нервной почве возникли проблемы со связками. После ухода Хрущёва запрет на съёмки Кадочникова был снят, но сниматься актёр не мог: ему сделали очень сложную операцию, и он молчал.

В 1977 г. восходящая звезда отечественной режиссуры Никита Михалков успешно вернул Кадочникова в кино, сняв в роли Ивана Ивановича Трилецкого в своём ярком фильме по мотивам произведений А. Чехова «Неоконченная пьеса для механического пианино». После этого в творчестве Павла Петровича началась белая полоса — он сыграл еще почти в трёх десятках картин. Ярким запомнился артист и в фильме-эпопее «Сибириада» (1979) Андрея Кончаловского в роли «вечного деда».

П. Кадочников в фильме «Сибириада»

Это стало новым витком в творчестве лауреата трёх Сталинских премий. Заслуги актёра были снова отмечены присвоением в 1979 г. звания «Народный артист СССР», а в 1985 г. — Героя Социалистического труда.

Следует вспомнить также работы Павла Кадочникова в картинах «Жизнь Бетховена» (Ромен Роллан), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (Павел Петрович), «Очи чёрные» (Петербургский чиновник), «Благочестивая Марта» (капитан Урбина), «Идеальный муж» (лорд Кавершем), «Сильва» (Ферри), «Проданный смех» (барон Треч), «Две строчки мелким шрифтом» (Бартеньев), «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Сокровища Агры» (майор Джон Шолто).

Никто не забыл также ролей актёра ещё довоенных и военных времён: не раз снялся у классиков С. Юткевича (в ленте «Человек с ружьём» и др.) и С. Эйзенштейна в трилогии «Иван Грозный» в роли князя Старицкого.

Павел Кадочников в фильме «Иван Грозный»

Кадочников к своим зрителям относился трепетно и уважительно. Недавно было обнаружено четыре чемодана писем актёру от поклонников. Павел Петрович, когда отвечал на эти послания, писал на конверте: «Отвечено». Так вот, из всех этих четырех чемоданов лишь писем пятьдесят не отмечены.

Широта русской души прорвалась в Кадочникове и под занавес жизни. В 1987 г. неожиданно вышел фильм «Серебряные струны» – о создателе первого в России оркестра народных инструментов В. В. Андрееве. Это была последняя режиссёрская и актёрская работа Кадочникова. В своей ленте он исполнил роль Антипа Савельича, старого крестьянина, научившего легендарного Андреева играть на балалайке.

Н. Кадочникова, внучка артиста, руководит сегодня Центром, носящим имя деда, ведёт в нём детскую театральную студию.

Павел Кадочников. Затерянный герой

Режиссура

Уход в режиссуру был связан с еще одной причиной. В середине 60-х Павлу Кадочникову начало поступать все меньше предложений от кинорежиссеров. Только в 1976 г., после продолжительного перерыва, Никита Михалков предложил ему сняться в «Неоконченной пьесе для механического пианино».

В период затишья Кадочников писал картины, увлекался лепкой, а также писал литературные произведения. Именно тогда он задумался о режиссерской карьере.

В 1965 г. состоялась премьера первой ленты артиста «Музыканты одного полка». Спустя 3 года он представил фильм-сказку «Снегурочка», в которой сыграл царя Берендея. В 1984 г. он снял мелодраму «Я тебя никогда не забуду».

В 1987 г. Кадочников представил свою последнюю работу – биографический фильм «Серебряные струны», в котором повествовалось о создателе первого российского инструментального оркестра Василии Андрееве.

Павел Кадочников

Биография

Народный артист СССР (1979) Лауреат Государственных премий за актерские работы (1948 — «Подвиг разведчика»; 1949 — «Повесть о настоящем человеке»; 1951 — «Далеко от Москвы») Герой Социалистического труда (1985)

Детство

Павел Кадочников родился в Петрограде в рабочей семье. В период Гражданской войны отец Павла вместе со всей семьей (женой и двумя детьми) уехал на родину — на Урал в небольшое село Бикбарда. Там и прошло детство Павла. В деревне он поступил и окончил школу крестьянской молодежи. Там же определилось главное увлечение мальчика — больше всего на свете ему нравилось рисовать. Любовь к живописи ему прививала мать, женщина грамотная и умная.

В 1927 году семья Кадочниковых вернулась в Ленинград, где отец получил работу на . Павел же продолжил свои занятия живописью. Он поступил в детскую художественную студию. Мальчик по-прежнему мечтал, что когда вырастет, станет художником. Но судьба внесла свои коррективы в жизнь. Серьезно заболел отец, и Павлу пришлось заботиться о семье. Он ушел из школы и устроился учеником слесаря на .

Учеба

Правда, занятий живописью Павел не бросил и продолжал ходить в художественную студию. Там и состоялось его знакомство с театром. Талантливого мальчика заметил режиссер А. Авдеев, который руководил там театральной студией. Для одной из постановок ему нужен был исполнитель частушек. Павел выступил так заразительно и азартно, что сразу же был принят в театральную студию, а потом получил роль в спектакле.

На следующий год Авдеев привел Кадочникова к известному режиссеру Борису Вольфовичу Зону, набиравшему курс в театральном техникуме. Прослушав Павла, режиссер взял его на свой курс, хотя в то время юноша не успел закончить среднюю школу. Всего через полгода театральный техникум был преобразован в институт, и Кадочников стал студентом. Ему было лишь 15 лет.

Тем не менее, среди старших товарищей Павел не затерялся. Наоборот, он выделялся как одеждой (Павел форсил: носил бабочку и бархатную толстовку), так и умением прекрасно петь неаполитанские песни, чем приводил в восторг однокурсниц.

Театр. Брак

Когда Кадочников заканчивал институт, на основе курса Бориса Зона был создан Ленинградский новый театр юного зрителя. И Павел Кадочников становится его ведущим актером (1935-1944). Его первой ролью стал Лель в «Снегурочке». Роль Купавы играла актриса Розалия Котович. Совместная работа зажгла в сердцах молодых актеров любовь, и вскоре они поженились.

В ТЮЗе Кадочников играл самые различные роли: сказочных героев, белогвардейцев, но лучше всего ему удаются животные. Один из спектаклей, где Кадочников играл ужа, увидел драматург Е. Шварц. Ему так понравился актер, что специально для него Шварц написал роль сказочника в спектакле «Снежная королева». Кадочникову поручали и эпические, возрастные роли. В трагедии «Борис Годунов» он играл летописца Пимена. Работа в театре все больше увлекала молодого актера. Роль следовала за ролью, креп и совершенствовался его талант.

Довоенные работы в кино

Первой работой Павла Кадочникова в кино стала эпизодическая роль Михася в картине «Несовершеннолетние» (1935). Роль была настолько маленькой, что его никто не заметил. Да и самому актеру свое появление на экране не понравилось. После этого дебюта Павел принял решение больше никогда не сниматься в кино.

В 1937 году на спектакле «Снегурочка» побывал кинорежиссер Сергей Юткевич. Ему понравился молодой талантливый юноша, и режиссер предложил Кадочникову роль в своей картине «Человек с ружьем». Помня о своем первом неудачном опыте, Павел хотел было отказаться, но повлиял авторитет режиссера. Юноша принял предложение и сыграл молодого солдата. С этой роли и началась длительная работа большого мастера в кино.

Уже в следующей картине Юткевича «Яков Свердлов» Кадочников сыграл сразу две роли — рабочего паренька Ленька и писателя Максима

Горького. Любопытно, что при утверждении ролей художественный совет студии единодушно отверг кандидатуру Кадочникова на роль Горького, поскольку его посчитали слишком молодым для столь серьезного образа. Тогда режиссер попросил Кадочникова отправиться в соседнюю комнату и загримироваться. Через несколько минут Кадочников вновь предстал перед авторитетной комиссией. Все просто ахнули: настолько актер был похож на пролетарского писателя. Кадочников был единогласно утвержден. Это сходство позволит ему впоследствии еще пару раз сыграть Максима Горького.

Роль Горького принесла Кадочникову большую популярность, и в 1940 году его пригласил кинорежиссер Ивановский на главную роль в музыкальной мелодраме «Антон Иванович сердится». Съемки картины закончились 21 июня, а на следующий день началась Великая Отечественная война.

Война

Павел Кадочников вспоминал: «Каждый приносил тревожные сводки с фронта, и нам, молодым актерам, казалось больше невозможным оставаться в тылу: мы должны были защищать Родину. Эти мысли не давали покоя».

В конце июля Павел подал заявление в народное ополчение. Но ему отказали. «Ты снимаешься в «Обороне Царицына» и «Походе Ворошилова». На Ленфильме сообщили, что это фильмы оборонного значения. Вернись на студию» — ответили ему.

После завершения съемок в двухсерийной ленте «Оборона Царицына», Кадочникова пригласил к себе Сергей Эйзенштейн. Легендарный режиссер предложил актеру роль Владимира Старицкого в картине «Иван Грозный». Владимир Старицкий — одна из главных трагических фигур картины, слабый и простодушный юноша, трогательный и агрессивный в момент возбуждения, игрушка в руках безжалостных честолюбцев и палачей.

Мастерство актера так впечатлило Эйзенштейна, что тот решил снять Кадочникова еще в двух ролях — Сигизмунда и царского духовника Евстафия. Предполагалось, что эти роли Кадочников сыграет в третьей серии. Но этому так и не суждено было воплотиться, третья серия так и не была снята. Тем не менее, эти три года Кадочников считал самой большой жизненной школой.

Послевоенное кино

Вернувшись в Ленинград, Кадочников узнал, что театр, в котором он работал, распался. Несмотря на ряд достаточно лестных предложений от руководителей разных театральных коллективов, Кадочников выбрал работу в кино. Он отправился в Киев сниматься в картине «Подвиг разведчика». Роль майора Федотова принесла актеру поистине всенародную популярность и стала его своеобразной визитной карточкой, одновременно определив в советском кино образ героя-разведчика на долгие годы. А знаменитая фраза Федотова «Вы болван, Штюбинг!» стала любимым выражением мальчишек той поры.

В следующем, 1947 году, Кадочников приступил к съемкам в новой картине Александра Стоппера «Повесть о настоящем человеке». Актеру предстояло сыграть знаменитого летчика Алексея Мересьева, потерявшего обе ноги. Чтобы лучше войти в образ, Кадочников отказался от услуг дублеров. В течение четырех месяцев он ходил на настоящих протезах и ползал в снегу в лютый мороз. В итоге картина имела огромный зрительский успех, а спустя год Кадочников был награжден Сталинской премией.

50-е – 60-е годы

После картины «Далеко от Москвы» (1950), за которую актер получил свою третью Государственную (Сталинскую) премию, Кадочникова не приглашали сниматься в кино в течение четырех лет.

Вновь об актере вспомнили в 1954 году. Режиссер Александр Иванковский, который уже снимал Кадочникова в своем фильме «Антон Иванович сердится» пригласил актера в новую картину. Это была совместная работа Иванковского и Кошеверовой «Укротительница тигров». Роль мотогонщика Федора Ермолаева стала одной из главных удач Кадочникова в 50-е годы. В ней талант мастера открыл

я для зрителей с неожиданной стороны, он смог на равных сыграть в ансамбле актеров ярко выраженного комедийного плана — Леонида Быкова и Сергея Филиппова. Участие в фильме принесло и новую волну славы. Актера вновь стали заваливать любовными посланиями многочисленные поклонницы.

В последующие годы Кадочников много и напряженно снимается, и на его популярности держится множество картин, забытых теперь зрителями. Однако они сыграли свою роль в воспитании по крайней мере двух поколений. Героизация действительности способствовала формированию нового типа личности, осваивавшей целину и участвовавшей в грандиозных стройках. Временной характер ролей Кадочникова не заслонял его актерского таланта. Он великолепно выглядел в самых разных амплуа, поскольку обладал не только отличительными внешними данными, но и искусством перевоплощения.

Режиссерская деятельность

И все же эти роли не могли удовлетворять талантливого актера. Кадочников, чувствуя это, решил попробовать свои силы в режиссуре. Первая его работа, приключенческая комедия «Музыканты одного полка», вышла еще в 1965 году. Затем он поставил фильм-сказку «Снегурочка». В обеих своих картинах Кадочников и сам играл заметные роли.

Уход в режиссуру имел еще одно обоснование: в середине 60-х Кадочников попал в немилость к высшему руководству. Режиссеры перестали приглашать его сниматься. Не давали новых работ актеру и в театре. Единственным его заработком были концерты, с которыми Кадочников ездил по всей стране.

70-е – 80-е

В середине 70-х Никита Михалков внезапно предложил Павлу Кадочникову роль в своем фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Эта роль принесла актеру новый виток популярности. Его вновь стали приглашать сниматься. Однако Кадочников не стремился давать свое согласие всем подряд, теперь он подходил к выбору каждой роли намного тщательнее. Наиболее заметной работой тех лет стала роль в фильме «Сибириада».

В 1978 году Павел Кадочников снялся вместе со своим взрослым сыном Петром в киноповести Булата Мансурова «Сюда не залетали чайки». Это была последняя совместная работа отца и сына. Вскоре Петр Кадочников погиб при весьма странных обстоятельствах.

Весной 1981 года Петр отправился отдохнуть в Прибалтику на озера. А через два дня после отъезда пришло сообщение о его гибели. Петра нашли на дороге мертвым. По официальной версии следствия, смерть наступила после того, как он полез на дерево, но, не удержавшись, упал. Однако зачем было ему останавливаться по пути, и забираться на дерево, следствие так и не объяснило.

Для Павла и Розалии Кадочниковых потеря единственного сына стала ужасной трагедией. Единственным спасением для актера была работа. И он окунулся в нее. Еще до смерти сына Кадочников сыграл заметную роль графа Орлова в картине «Рассказ неизвестного человека». А в 1981 году он снялся сразу в почти десятке фильмов, среди которых наиболее заметной стала роль П. Лафарга в картине режиссера С. Юткевича «Ленин в Париже». Спустя два года Кадочников просто блестяще сыграл небольшую роль в детективе «Сокровища Агры» из серии фильмов о Шерлоке Холмсе и докторе Ватсоне.

Последняя работа

В 1987 году на экраны вышел биографический фильм «Серебряные струны», рассказывающий о создателе первого в России оркестра народных инструментов Василии Андрееве. Это была последняя режиссерская работа Павла Кадочникова. Вскоре после фильма ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Это была последняя награда — 2 мая 1988 года Павел Кадочников скончался.

Спустя 12 лет на экраны вышел сериал «Воспоминания о Шерлоке Холмсе», на основе ранее снятых фильмов (в том числе и «Сокровищ Агры», где снимался Павел Кадочников)

Личная жизнь

Первой женой Павла была его однокурсница по техникуму Татьяна Никитина, которая позже станет театральным режиссером. В этом браке у пары родился мальчик Константин. В будущем Константин пойдет по стопам отца.

После этого Кадочников взял в жены актрису Розалию Котович. Позже у них родился сын Петр, который также стал артистом. Жизнь сложилась таким образом, что Павел Петрович пережил обоих сыновей.

В 1981 г. Петр трагически погиб после падения с дерева, а спустя 3 года от инфаркта умер и Константин. Если верить внучке артиста, то у дедушки был еще внебрачный сын Виктор, живущий сегодня в Европе.

Ссылка на основную публикацию
Похожее