Существует 4 основных типа причесок, и каждый из них подбирается парикмахером в соответствии с типом лица клиента. Некоторые (обратный и ацентральный) подходят как мужчинам, так и женщинам. Другие (концентрированный и фронтальный) применимы только для причесок представительниц прекрасной половины человечества.
Выбор формы прически зависит от размеров и очертаний черепа. В основном, этот параметр субъективен – здесь во многом опираются на объемного восприятие.
Создание прически — безусловно, процесс творческий. Однако если парикмахер будет просто размахивать ножницами, бездумно отстригая прядь за прядью, клиент вряд ли останется доволен работой.
В основе любой прически лежит целый ряд параметров, которые необходимо учитывать парикмахеру.
Различают 4 основных типа причесок: ацентральный, или ниспадающий; обратный; концентрированный; фронтальный, или передний.
При укладке феном с насадкой-концентратором очень удобно пользоваться цилиндрической расческой с металлическим основанием, так как она при нагреве горячим воздухом дополнительно завивает волосы.
Типы причесок для мужчин и женщин
Обратный тип прически. Все волосы в такой прическе располагаются от лица к затылку. Чаще всего такой тип прически выбирают мужчины. Однако, этот тип подходит и женщинам. Как и ацентральные, обратные прически могут быть выполнены как на длинных волосах , так и на коротких.
Концентрированный тип прически. Вся масса волос, в концентрированной прическе, в том числе волосы нижней части затылка и шеи, направляются от краевой линии роста к макушке. Выполнить такую прическу можно только на длинных волосах, поэтому ее делают только женщинам.
Ацентральный, или ниспадающий тип прически. Волосы направлены по естественному росту: от макушки в разные стороны. Длина волос значения не имеет, такой тип прически можно делать как женщинам, так и мужчинам.
Как видно выше на фото, этот тип прически обязательно выполняется с челкой, поэтому передняя часть волос в любом случае короче остальной массы.
Фронтальный, или передний тип прически. Волосы в таких прическах направлены от затылка на лоб. Чтобы фронтальная прическа получилась удачной, волосы нижней части затылка и шеи должны быть достаточно длинными. Тогда они будут доходить до темени, а потом плавно перетекать в короткую челку. Фронтальные прически выполняются очень редко, в основном в качестве конкурсных работ, и подходят они только женщинам.
Композиция прически — это расположение ее составных частей. Она складывается из объема, силуэта и пропорции. Композиция прически может быть объемной и плоскостной.
Анализ формы
Вычленение компонентов формы позволит ее проанализировать и понять средства, использованные для ее построения. Анализ поможет воссоздать существующую модель или придумать новую без особого труда. Изучение формы производится в двух направлениях.
Первая тенденция — способ качественной оценки поверхности и текстуры волос, их направленности, типа силуэта и формы вообще.
Выполняется только в положении естественного распределения волос. ЕРВ — это спад волос в направлении их роста (учитывая расположение пробора). В этом случае хорошо виден уровень, до которого достигают локоны при естественном их росте.
Выделяется семь уровней волос одной длины.
Первая линия — макушка, вторая — краевая роста волос на лбу, третья — уровень глаз, четвертая — мочка уха, пятая — подбородок, шестая — шея, седьмая — плечо.
Второе направление — способ прямоугольных проекций.
Расположение волос под углом 90 градусов по отношению к голове используется для анализа структуры будущей стрижки (анализ распределения длин волос).
Длину волос можно измерить с помощью концентричных сфер, которые являются пространственными признаками формы. Концентрические шары, образующие пространственную сферу, находятся друг от друга на расстоянии в 5 см. Эти промежутки называют зонами — они и являются средством определения длины волос относительно их расположения.
Форма (объем) прически
Форма прически — это ее объемное, трехмерное восприятие. Одна из важнейших составляющих формы — ее геометрический вид (например, куб, шар). Этот параметр зависит от высоты, ширины и глубины прически.
Форма (объем) прически составляется из ее элементов и деталей, каждая из которых имеет собственные очертания. Объем прически зависит от размера головы.
Совокупность элементов прически составляет ее общий объем и выражает эмоциональные свойства ее формы.
Моделируя прическу, необходимо обращать внимание на то, как соотносится ее объем с фигурой, формой головы, лица, шеи. Объем прически — показатель субъективный, зависящий, в первую очередь, от веяний моды.
Обратите внимание на фото: формы причесок в разное время были различными — то компактными, то расплывчатыми, то приплюснутыми, то сверхобъёмными, то легкими, то тяжелыми:
Современная мода допускает самые разнообразные степени объема прически.
Форма прически – это выражение определенного контура и направлений линий.
При моделировании причесок используется такое качество волос, как тектоника – это пластичность материала, из которого можно создать разные формы волн, локонов и т.д. Форма, как и любой другой предмет, должна иметь определенные характеристики:
* геометрический вид формы и ее частей; * величина формы и ее частей; * масса формы и ее частей; * фактура и цвет.
Геометрический вид формы – это треугольник сбоку, овал в фас (классическая форма лица – овал).
Величина формы – при маленькой прическе лицо будет выглядеть крупнее, а при большой величине формы – зрительно уменьшается.
Масса формы – это весовое зрительное количество формы (квадратные формы утяжеляют прическу, затылочная зона объемная и выпуклая кажется тяжелой. Тяжелая формв подразумевает большую массу волос, как правило, большую прическу.
Цвет связан с фактурой, а, значит, с характером строения волос (толщина, цвет, эластичность).
Самый толстый волос — рыжий.
Черные волосы должны быть причесаны в полугладком стиле, классическом. Чаще используются волны и более крупные детали.
Светлые волосы требуют тщательности и чистоты в работе, наличие мелких деталей и воздушности.
От фактуры волос зависит возможность создания линии прически — напряженная линия или вялая, крупный завиток или слабый.
Силуэт прически (силуэтная форма)
Силуэт прически — это ее двухмерное восприятие, которое представляет собой плоскостную фигуру, ограниченную четкими контурами. Силуэт мы наблюдаем, когда смотрим на прическу в профиль и анфас. Парикмахеры обычно используют термин «силуэтная форма прически». Она может быть квадратной, треугольной, круглой и т. п.
Силуэт прически выбирается в зависимости от индивидуальных особенностей внешности и модных тенденций.
Поверхность и контуры формы прически состоят из линий прически. Они образуются элементами и деталями прически. Линии отражаются на эмоциональных свойствах прически.
Например, прямые линии пробора, челки, контура создают впечатление строгости и четкости. Локоны, завитки и другие элементы с ломаными линиями создают легкомысленный, кокетливый, мягкий образ.
При большом разнообразии причесок можно выделить три основных: — прически обратного типа.
Волосы зачесываются в направлении ото лба к затылку. Такие прически выполняются на длинных и на коротких волосах;
— ацентральный (ниспадающий) тип.
Волосы направлены от макушки к краевой линии роста волос. Прически выполняются из различной длины волос, и в этом универсальность причесок этого типа;
— передние прически.
Волосы направлены вперед.
Композиция прически
— это расположение составных частей, являющихся совокупностью следующих параметров: объем, силуэт, пропорции.
Различают два вида композиции: объемную
и плоскостную. Цель композиции заключается в создании функционально и технологически совершенных форм причесок, в придании им красоты и гармонии.
Форма прически
— это объемное восприятие прически. Форма прически включает в себя определенные свойства. Важным из них является геометрический вид формы прически (шар, куб). Он определяется изменениями объемной формы прически в высоту, ширину, глубину.
Объем прически обусловлен размером головы. Он включает отдельные элементы и детали, которые сами по себе имеют разнообразные очертания.
Элементы прически, взятые вместе, образуют общий объем модели и выражают эмоциональные свойства ее формы. Объем прически может быть более или менее увеличенным, что зависит от требований существующего направления моды.
При моделировании причесок важную роль играет соотношение объема прически с фигурой, формой головы, шеи, лица.
Объем прически отражает соответствие ее моде. Объемы причесок колебались от малых к сильно увеличенным, от легких к тяжелым, от компактных к расплывчатым. С точки зрения удобства и красоты крайности в выражении объемности причесок не всегда были оправданы. Но всегда объемы причесок отражали основные тенденции моды своего времени.
В настоящее время полностью отсутствует диктат какой-либо формы.
Силуэт прически
проявляется на границе между объемной формой прически и пространством при восприятии модели в анфас и профиль.
Силуэт — это плоскостное зрительное восприятие объемных форм прически, четко ограниченных контурами.
Для характеристики различных моделей, их сравнения и оценки пользуются понятием «силуэтная форма прически».
Она может быть приближена по форме к квадрату, треугольнику, окружности или другим геометрическим фигурам.
Силуэтные формы изменяются и развиваются, давая начало новым модификациям.
Выбор силуэтной формы прически обусловливается индивидуальными особенностями внешности, назначением модели и направлением развития моды.
Линии прически
Поверхность и контуры формы прически состоят из многочисленных линий. Они играют важную роль в композиции модели.
Различные элементы и детали прически создают разнообразные линии. Например, прямая линия пробора, контура, окантовки челки или низа затылка создает в прическе впечатление строгости и четкости.
И наоборот, такие элементы причесок, как локоны, волны, завитки, создают в прическе ломаные линии и придают ей легкость, мягкость, кокетство.
Характер линий внутри силуэтной формы модели, их направленность способствуют выразительности композиции.
Цвет прически
Важным элементом композиции прически является цвет. Он оказывает различное действие на органы наших чувств. Цвета в прическах воспринимаются нами как теплые или холодные, объемные или плоские, плотные или воздушные, выступающие или отступающие. Цвет волос оказывает большое влияние на изменение величины массы волос в прическе. Так, светлые волосы зрительно увеличивают и облегчают ее, темные — уменьшают и делают более тяжелой.
Цвет всегда являлся отражением степени модности прически. Вместе с фактурой волос он служит средством выявления достоинств формы и объема прически, подчеркивает выразительность отдельных участков или элементов. Современная мода отмечена поиском новых нетрадиционных цветовых сочетаний.
Наряду с одноцветной окраской в моделировании используются многоцветные виды окраски, которые вносят модный штрих в облик современного человека.
Гармония цвета в прическах может быть родственной или контрастной.
Родственная гармония
заключается в сочетании близких по цвету, но различных по насыщенности тонов волос: темно- и светло-русый, каштановый и золотистый, блондин и розовый блондин.
Наиболее часто родственная гармония встречается при моделировании строгих, классических форм причесок.
Ритм прически (чередование элементов)
Ритм прически — еще одна важная составляющая ее композиции. Ритм — это определенный порядок чередования отдельных элементов прически и расстояний между ними.
Эта характеристика прически влияет на зрительное восприятие ее объемной формы. Разнообразные ритмы влияют на степень динамичности формы. Например, неожиданно прерывающееся ритмичное чередование определенных линий создает ощущение статичности, а значит, нарушает гармонию прически.
Профили
Анализируя черты лица, не забудьте обратить внимание на профиль. Правильным (идеальным) считается прямой профиль.
Выпуклый профиль
Характеризуется выступающим вперед носом и менее выдающимися лбом и подбородком. Чтобы скрыть эти недостатки, подберите прическу с объемной формой волос надо лбом.
Вогнутый профиль
Для этого типа характерен выступающий подбородок, скрыть который поможет мягкая челка. Волосы в прическе должны быть направлены вверх. Не создавайте больших объемов в зоне лба – это только сильнее подчеркнет проблемную зону (подбородок).
Как правило, оценить форму лица и головы не представляет сложности. Однако иногда настоящая форма головы может показаться иной за счет стиля прически, который клиент носит в настоящее время. Если у вас возникли сомнения, руками прощупайте форму головы и оцените возможные проблемные зоны. На рисунке прическа позволяет скрыть плоский затылок.
С возрастом анатомическое строение человека меняется. То же касается и черт лица. Возрастные изменения (от детства к старости) постепенны. В определенные периоды может появляться угловатость/заостренность или, наоборот, округлость форм. Понимание этих особенностей поможет вам лучше подобрать прическу для своего клиента. Для пожилых людей, например, лучше подойдут прически с волосами, убранными с боков.
Конечно, не следует забывать и об ушах. Наиболее проблемными считаются большие и оттопыренные уши. Если стрижки, при которых волосы закрывают уши, не подходят для вашего клиента, можно попробовать создать больше объема над ухом и тем самым скрыть дефект.
Пропорции в прическе (соотношение деталей)
Пропорции в прическе — это соотношение деталей, элементов, объема, линий и размеров прически между собой и с фигурой человека. В разделе о выборе прически в зависимости от фигуры приводились примеры того, как неудачно выбранная стрижка визуально делает человека непропорционально сложенным.
Моделируя прическу, надо учитывать, как голова вместе с прической соотносятся с размером тела человека при всех типах фигур и силуэтов одежды.
Существует «золотая» формула: голова вместе с прической должна укладываться в фигуре человека 7,5 раза.
Обоснование выбора модели прически
Профессиональные стилисты перед началом работы всегда проводят «диагностику», чтобы определить оптимальный вариант укладки под конкретного человека. Ограничивать выбор прически может множество факторов, даже оттенок локонов. Есть базовые рекомендации и порядок действий, позволяющие подобрать идеальную стрижку и укладку, подчеркивающую только достоинства, и удачно дополняющую образ.
Основные правила выбора типа построения причесок
Единственный постулат для любого парикмахера – найти способ оформления волос, идеально приспособленный под внешность конкретного человека. Необходимо не только выбрать прическу, но и адаптировать ее. Стрижка и укладка должны подчеркнуть его самые красивые черты, уникальные особенности, индивидуальность. В руководстве для стилистов, как подобрать прическу, рекомендуется уделить внимание таким аспектам:
- Телосложение. Оформление волос не должно нарушать пропорций человека.
- Очертания лица и головы. Идеалом считается овал. Задача парикмахера – подобрать прическу, создающую максимально реалистичную иллюзию идеальной формы. Важно рассмотреть человека не только в фас, но и в профиль.
- Расположение, размер и форма ушей. Частой проблемой являются оттопыренные или слишком крупные раковины. Стилист может подобрать прическу, которая скроет этот недостаток или нивелирует его.
- Плечи, шея. Стрижка и укладка не должны нарушать их пропорций, визуально укорачивать и расширять.
- Густота волос. Нужно оценить их количество на квадратный сантиметр кожи головы на разных участках.
- Направление роста прядей. У многих людей оно меняется, присутствуют «вихри».
Этапы выбора прически
Перед тем, как приступить к работе, нужно наметить план действий. Последовательность действий, как подобрать прическу женщине или мужчине:
- Визуально оценить внешность по пунктам, перечисленным выше.
- Узнать пожелания человека.
- Представить будущую прическу.
- Определить, какие техники подойдут для ее реализации.
- Обсудить решение с клиентом, по необходимости внести поправки.
Композиция прически
Для композиции прически важны такие характеристики, как симметрия, асимметрия и контраст.
Симметрия достигается за счет одинакового расположения одних и тех же элементов относительно определенной точки или оси. Благодаря симметрии, композиция получается уравновешенной.
Асимметрия противоположна симметрии, а значит, достигается она за счет разного расположения одинаковых элементов относительно воображаемой оси или точки.
Асимметрия придает прическе динамизм, новизну, оригинальность. Кроме чисто художественного значения, она несет и практическую пользу: позволяет скрыть некоторые дефекты строения головы и лица.
Асимметрия достигается при стрижке, окраске или моделировании объемной формы прически. Главное, чтобы асимметричная форма была композиционно уравновешена.
Контраст — это противопоставление и одновременно сосуществование различных форм прически. Например, часть прически может быть более объемной по сравнению с другой частью. Контраст может проявляться и в цвете прически. Контрастные прически всегда динамичные, стильные, неожиданные.
Сочетая симметрию, асимметрию и контраст, парикмахер создает различные образы, разные стили причесок.
Основные положения моделирования прически.
- пожелания клиентки;
- существующие традиции и модные тенденции в формах и способах выполнения причесок;
- назначение прически;
- индивидуальные особенности внешности клиентки
- форма головы, лица, носа, лба, подбородка, шеи, ушей;
- особенности фигуры (рост, полнота, осанка);
- тип волос;
- цвет волос;
возраст клиентки;профессиональная деятельность, манера одежды и макияжа клиентки.
Учитывая особенности клиента, мастер выбирает форму стрижки, ее силуэт. Стрижка является основой прически в целом.
Как правило, пожелания клиентки основываются на образце из модного журнала, на впечатлении от увиденной прически или просто на стремлении изменить надоевший стереотип прически. Мастер-парикмахер должен уважительно отнестись к желанию клиентки, мягко и ненавязчиво помочь ей выбрать модель прически, которая наиболее соответствует ее облику, стилю, особенностям фигуры, возрасту и профессии.
При моделировании выбранной прически необходимо определить характер и направление линий, выделить в них главные и второстепенные. Для этого существуют определенные правила, приемы и законы композиции. Композиция в переводе с латинского означает сопоставление, сложение и соединение частей, отдельных элементов в единое целое в определенном порядке, которые вместе взятые составляют определенную форму.
При построении композиции важно определить композиционный центр, т. е. Выделить модную деталь, главенствующую над другими. В сложных моделях причесок возможно наличие нескольких композиционных центров, соподчиненных друг другу.
Средства достижения гармонической связи: * тождество – полное сходство элементов, повторение одних и тех же элементов (волны, локоны); * нюансы – едва заметный переход от одного элемента к другому (волны, локоны); * контраст — резко выраженная противоположность (гладкий затылок и объемная челка); * ритм – равномерное чередование, повторность элементов (волны); * симметрия – расположение деталей, при котором одна половина является как бы зеркальным отражением другой (прически на прямой пробор, такие прически относятся к высшей категории сложности); * асимметрия – расположение деталей, противоположных по форме и рисунку.
Основными элементами при составлении композиции является форма, силуэт, детали, декоративные элементы.
Композиционный (главный) центр прически
У прически обязательно должен быть композиционный центр — главная часть, где соединяются все элементы. Композиционный (главный) центр в прическе доминирует, на нем делается акцент.
В этой роли может выступать любой элемент или любая часть прически: челка, пучок, украшение. В сложных моделях причесок допускается присутствие нескольких взаимосвязанных композиционных центров.
Композиционный центр должен органично сочетаться с другими элементами прически посредством пропорций, ритма, пластичности, цвета, соразмерности частей, использования украшений.
Выбор элементов прически и аксессуаров
Завершающий этап создания укладки творческий. Решая, как подобрать стиль прически, декор и украшения для нее, необходимо отвлечься и оценить целостный образ. Иногда не надо никаких дополнений, в других случаях нужный акцент поможет создать аксессуар (заколка, лента, бант, ободок и другие). Чтобы подобрать декор и дополнительные элементы (выпущенные пряди, тонкие локоны), требуется соотнести полученный результат с нарядом, макияжем, стилем женщины, и поинтересоваться ее пожеланиями. Советы:
- Строгие прически редко нуждаются в украшениях, максимум – лаконичная невидимка, заколка, диадема.
- Хвосты лучше не декорировать, а сочетать с челкой.
- Плетения, локоны и «корзинки» прекрасно смотрятся с цветами, лентами, ободками и другими нежными украшениями.
Прически на длинные волосы
С элементами основных причесок практически разобрались. Осталось несколько — завитки, которые прекрасно подходят для длинных волос, также универсальной и стильной прической является хвост. Он может быть сделан с локонами, идеально гладкими волосами, а также с небрежным начесом.
Коса – современная прическа с укладкой и плетением. Существует множество различных видов кос: длинные, из хвостов, вокруг головы, пучки из косичек, плетеные баранки и корзинки.
Ракушка выполняется из волос, которые скручиваются жгутами и укладываются на затылке. Такая прическа хорошо смотрится с локонами. Ракушка зрительно делает шею длиннее и смягчает образ.
Лучшие прически для разных типов фигуры
Давно известно, что прическу подбирают, в основном исходя из формы лица. Но человек – это не только лицо, его образ определяется всей фигурой в целом. И часто прическа, находящаяся, казалось бы, в гармонии с лицом, делает непропорциональными размеры тела, подчеркивая его недостатки и подавляя достоинства. Поэтому, выбирая прическу, следует руководствоваться и еще одним соображением – типом вашей фигуры.
Тип фигуры: мальчишески стройная
Вашему образу не хватает объема и изгибов. Поэтому следует добавить их там, где это можно сделать. Например, волосам. Вашему типу наиболее подойдут прически средней длины, с волнами различной величины. Также приветствуются длинные волнистые локоны, многослойные, лохматые и растрепанные прически, сложные прически на длинных волосах. Они добавят женственности вашему образу. Остерегайтесь слишком объемных причесок, иначе ваша голова будет выглядеть несоразмерной телу. Также откажитесь от слишком длинных приглаженных волос, которые еще больше удлинят и утончат плоскую фигуру. Ультракороткие или торчащие пиками волосы на мальчишеских фигурах смотрятся слишком мужественно.
Тип фигуры: Песочные часы
Это полноватые фигуры с женственными изгибами и выпуклостями в нужных местах.
Лучше всего вам подойдут многослойные стрижки средней и короткой длины или длинные прямые волосы. Угловатые челки, диагонально подстриженные пряди или косой пробор помогут визуально скрыть лишние килограммы, если они имеются. Длинные выпущенные пряди подчеркнут женственность изгибов фигуры. Остерегайтесь чересчур коротких и приглаженных волос и слишком объемных причесок на длинных волосах. Прически круглой формы также не для вас.
Тип фигуры: Миниатюрный
Главная задача миниатюрных женщин – визуально увеличить свой рост. Вам подойдут длинные, свободно распущенные волосы. Если вам нравятся стрижки, выберите короткую прическу или прическу средней длины – многослойную, с большим объемом на макушке. Остерегайтесь всего, что «чересчур»: слишком короткие волосы сделают вашу головку очень маленькой, а слишком длинные волосы будут подавлять вашу фигуру. Избегайте также «детских» причесок: смешных хвостиков, тонких косичек, коротких челочек, чтобы не быть похожими на школьницу.
Тип фигуры: Высокий и атлетический
Вашему типу фигуры подойдет большинство причесок. Поэтому поэкспериментируйте, чтобы понять, какая лучше всего соответствует форме лица и общему стилю. Единственное ограничение: конский хвост оставьте для занятий спортом. Лучше польстите своей фигуре женственными, мягкими прическами.
Автор: Марина Аль-Рабаки |
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
Формы причесок: фото типов причесок, силуэт, ритм и пропорции прически
Существует 4 основных типа причесок, и каждый из них подбирается парикмахером в соответствии с типом лица клиента. Некоторые (обратный и ацентральный) подходят как мужчинам, так и женщинам. Другие (концентрированный и фронтальный) применимы только для причесок представительниц прекрасной половины человечества.
Выбор формы прически зависит от размеров и очертаний черепа. В основном, этот параметр субъективен – здесь во многом опираются на объемного восприятие.
Создание прически — безусловно, процесс творческий. Однако если парикмахер будет просто размахивать ножницами, бездумно отстригая прядь за прядью, клиент вряд ли останется доволен работой.
В основе любой прически лежит целый ряд параметров, которые необходимо учитывать парикмахеру.
Различают 4 основных типа причесок: ацентральный, или ниспадающий; обратный; концентрированный; фронтальный, или передний.
При укладке феном с насадкой-концентратором очень удобно пользоваться цилиндрической расческой с металлическим основанием, так как она при нагреве горячим воздухом дополнительно завивает волосы.
Пропорции фигуры и прически
Пропорции
композиции причёски
Наиболее наглядно этот принцип просматривается в простых соотношениях, в которых числовая зависимость двух сравниваемых величин выражается дробью, где числитель и знаменатель представляют собой целые числа от 1 до 10.
На соотношении 1:1 строятся простейшие геометрические формы: квадрат, куб. Соотношения 1:2, 1:3, 1:4 и т. д. дают в прямоугольной форме (рис. 22) повторение квадрата целое число раз. Меньшая величина (квадрат) в этом случае называется модулем, т. е. единицей измерения большей величины (прямоугольника). Например, соотношение 1:4 означает, что в прямоугольнике укладываются четыре квадрата.
Рис. 22. Зависимость сравниваемых величин, выражаемая дробью
Создаваемые парикмахером-модельером формы причесок имеют теснейшую взаимосвязь с одеждой, следовательно, с телосложением человека, поэтому парикмахер-модельер должен иметь некоторые знания в области пластической анатомии, т. е. должен знать фигуру человека, формы и пропорции отдельных его частей.
В искусстве давно сложились различные каноны пропорциональных фигур, имеющие свои модули.
Каноном называется закономерность в пропорциях человеческого тела, принимаемая за идеальную. Модулем так называемого канона художников является высота головы (по высоте всей фигуры она укладывается 7,5 раза). Модельеры женской одежды пользуются несколько уточненным каноном: высота головы (от темени до подбородка) укладывается по высоте всей фигуры 8 раз.
В последнем, восьмом, делении учтена высота каблука, которая равна в среднем 4 см (рис. 23).
Рис. 23. Кратное соотношение частей человеческой фигуры
В классической пропорции голова по вертикали делится на четыре части: от темени до краевой линии роста волос, от краевой линии роста волос до переносицы, от переносицы до основания носа, от основания носа до подбородка. Каждая часть равна длине носа, т. е. длина носа является модулем в членении головы.
По горизонтали, или по ширине, отдельные части фигуры также находятся в определенных соотношениях между собой. Для каждой из этих частей характерны наиболее существенные величины, соответствующие всей пропорциональной системе канона: самая широкая часть головы, ширина шеи у основания, ширина плеч, ширина фигуры по линии груди, ширина по линии талии, ширина по линии бедер и т. д.