Биография
Режиссер Алексей Учитель снял не один фильм, отмеченный призами и зрительской симпатией. Однако он до сих пор человек сомневающийся, только на площадке это не заметно.
«Человек, который считает себя в буквальном смысле гением, на этом заканчивается, поэтому у меня всегда есть сомнения в себе и том, что я делаю, причем на любом этапе работы над картиной».
Щепетильность Учителя в подборе исполнителей главных ролей сравнивают с болезнью: требуется стопроцентное, идеальное попадание. Если этого не происходит, кастинг будет продолжаться даже тогда, когда начнутся съемки. В команде он слывет деспотом, не прощает ни малейшей мелочи, хотя признает, что позволяет себе вспылить только с близкими людьми, а потом старается загладить вину.
Детство и юность
Алексей Ефимович Учитель (это настоящая фамилия знаменитости) родился 31 августа 1951 года в Ленинграде. Его родители — Ефим Юльевич Учитель, еврей по национальности, и Нина Константиновна Войцеховская. Отец был выдающимся советским режиссером-документалистом, лауреатом Сталинской премии. Он прославился циклом документальных фильмов, посвященных героической борьбе жителей блокадного Ленинграда во время Великой Отечественной войны.
Будущий режиссер многому научился у отца, ведь Ефим Юльевич с малых лет брал сына на съемки. В детстве Алексей Учитель посещал творческие мастерские при Дворце пионеров, где сначала изучал кинематограф, а впоследствии переключился на фотографию. Вопрос выбора профессии одно время сильно занимал юношу: он хотел стать футбольным тренером, но решил, что будет режиссером, как отец.
View this post on Instagram
A post shared by Family Art (@fmlyart) on Aug 31, 2020 at 7:52am PDT
Первая попытка поступления оказалась неудачной: Алексея не приняли, несмотря на высокие оценки на вступительных экзаменах и известную в кинематографических кругах фамилию. Заведующий кафедрой документального кинематографа ВГИКа на собеседовании порекомендовал Алексею сначала получить опыт армейской службы, после которой обещал принять его без экзаменов.
К счастью, Учитель не послушался этого совета и следующий год проработал ассистентом оператора на студии документальных фильмов. Режиссер вспоминает, что для успешного результата требовалось сдать восемь экзаменов, из которых семь — на пятерки и лишь один — на четверку. Такие строгие правила были обусловлены огромным конкурсом, который составлял 300 человек на место. Тем не менее в 1969 году Алексей сдал экзамены и был зачислен во ВГИК.
Сюжет остросоциальной драмы
В центре сюжета лежит история высокопоставленного чиновника, – министра образования по имени Сергей. Главный герой – уверенный в себе мужчина, который видит цель, но не видит препятствий. Он идет по головам, меняет женщин, живет в удовольствие. Сергей вдовец, самостоятельно воспитывающий двух дочерей Машу и Татьяну. Несмотря на родство, девочки растут полными противоположностями отца, у них есть собственные принципы, взгляды и планы на жизнь.
Таня работает заведующей юридической кафедры в престижном ВУЗе, получила звание кандидат наук. Старшая дочь Сергея замужем, у нее есть сын. Но девушку не прельщает перспектива спокойной, монотонной семейной жизни. Она отдает предпочтение ночным клубам, тусовкам до утра, интрижкам с незнакомыми парнями.
В числе любовников Тани есть студенты, которые не прочь налегке получить зачет или экзамен. Несмотря на популярность и успех у мужчин, главная героиня глубоко несчастная женщина, которая мечтает о чистой и взаимной любви.
Маша полная противоположность Тани. Девушка работает учительницей в простой школе с мизерной зарплатой, которой едва хватает, чтобы сводить концы с концами. Младшая дочь игнорирует попытки отца помочь ей в продвижении по карьерной лестнице. Мария нравится мужчинам, но высокие требования, принципы и предубеждения не позволяют ей расслабиться и получать удовольствие от жизни. Неожиданно для самой себя, скромная учительница влюбляется в ученика.
Личная жизнь
В браке с продюсером Кирой Саксаганской Алексей Учитель прожил более 30 лет. В семье один за другим появились двое сыновей, младший из которых, Илья Учитель, пошел по стопам знаменитого отца и сделал первые шаги как в жанре короткого метра, так и в полнометражном кино.
Жена всегда была правой рукой известного супруга, помогая ему на съемочной площадке и делом, и словом. Вместе они сняли не один фильм. Кира Саксаганская и сегодня руководит всеми процессами на киностудии мужа в Санкт-Петербурге.
В какой-то момент СМИ заговорили о романе взрослого, но статного (рост мастера — 170 см) режиссера со звездой российского кинематографа Юлией Пересильд. Поговаривают, что пару познакомил Евгений Миронов, после чего Алексей Учитель пригласил девушку на роль в своем фильме «Пленный». Потом Юлия появилась в картине «Край».
Редкие минуты отдыха Учитель проводит с семьей, играет в теннис или уезжает под Санкт-Петербург попариться в бане. Там, рассказывал режиссер, работает массажист-волшебник, «проводящий действительно восстанавливающие экзекуции, массаж с медом и солью».
Социальные сети изначально не удостоились внимания режиссера. Аккаунт в «Инстаграме» Учитель завел, но количеством фото подписчиков не радует. Снимки чаще публикуются на странице его киностудии «Рок» и у коллег, актеров, задействованных в проектах Алексея. В 2020 году мастер завел страницу в «Фейсбуке», где старается не терять связь с поклонниками — информирует о проектах и премьерах, приглашает к обсуждению.
Семейная и личная жизнь
В 1981 году Алексей Учитель расписался с Кирой Саксаганской, тогда ещё студенткой Московского автомобильно-дорожного института. Девушка проявила недюжие творческие и коммерческие таланты и в 1991 году стала продюсером (и сооснователем) киностудии мужа «Рок», а позже — и генеральным директором некоммерческого партнерства по содействию развития театра и кино «Новые проекты». Также, как и муж, членом Российской Академии кинематографических искусств.
За более чем тридцать лет брака у пары родилось двое сыновей, старший из которых, Андрей, пошёл по стопам матери и стал продюсером, а младший сын — Илья — продолжил режиссёрскую династию и уже успел представить на суд зрителя комедию «Огни большой деревни».
В 2020 году все СМИ сосредоточили своё внимание на романе Алексея Учителя с молодой актрисой Юлей Пересильд, которой режиссёр увлёкся ещё на съёмках «Пленного», и краткое увлечение, похоже, переросло в серьёзное чувство. Огонь в масло подливали и постоянные совместные снимки Алексея и Юлии, а также нередкие съёмки актрисы обнажённой в фильмах режиссёра.
В 2020 году интервью изданию Marie Claire Пересильд подтвердила, что обе её дочери — восьмилетняя Аня и пятилетняя Маша — от режиссёра (что сам Алексей позже подтвердил в передаче Сергея Майорова «Однажды»), а спустя некоторое время Учитель, по сведениям некоторых СМИ, и сам переехал к Юлии, покинув жену. Тем не менее, пара так и не стала оформлять развод, продолжая состоять в тесных деловых отношениях. Планируют ли Алексей Учитель и Юлия Пересильд в перспективе заключение официального брака пока остается загадкой.
Фильмы
Проучившись в Москве 5 лет, 24-летний дипломированный режиссер возвратился в родной Ленинград и поступил на работу в студию документальных фильмов. Начав работать на этой киностудии в молодости, Учитель и сейчас сохраняет ей верность, хотя у него давно имеется собственная — «Рок».
В 1977 году была снята дебютная картина «Сто тысяч „ я“ ». Спустя 3 года появилась документальная короткометражка, посвященная лучшим танцплощадкам Советского Союза, названная Учителем «Сколько лиц у дискотеки». Дальше последовали еще 10 документальных проектов, которые режиссер выпускал в среднем по одному каждые 2 года.
Оттачивая стиль и набираясь опыта, Алексей принимал участие в создании кинематографических лент эпохи, откликаясь своим творчеством на актуальные события общественной жизни страны.
Поворотный момент в жизни мастера наступил в 1986 году. Тогда он снимал легендарный фильм «Рок», в котором в форме нескольких киноновелл запечатлел жизнь знаменитых, но на тот момент ведущих полуподпольное существование музыкантов. Режиссер поставил перед собой задачу показать рок-исполнителей в их естественной среде обитания.
View this post on Instagram
A post shared by @katerina_aibazova on Sep 16, 2020 at 10:03pm PDT
Позже Алексей Ефимович признался, что после съемок и общения с рокерами ощутил себя другим, полностью раскрепощенным человеком. Тогда впервые ему захотелось снять игровое кино.
Следующий фильм (документальная лента «Обводный канал») особенно любим и дорог режиссеру. Как известно, Обводный канал в Санкт-Петербурге представляет собой искусственно созданные 5 км водного пути, проезжая по которому, Алексей Учитель обратил внимание на соседство самых разных заведений на его берегах: три сумасшедших дома, дворцы культуры, духовная академия. Основной мыслью картины, по словам режиссера, было то, что никогда нельзя с точностью сказать, за какой из стен скрывается сумасшедший дом.
View this post on Instagram
A post shared by Киностудия «РОК» (@rockfilms.ru) on Oct 10, 2018 at 9:10am PDT
Этот переход произошел благодаря судьбоносному стечению обстоятельств. В 1995 году Учитель готовился экранизировать биографию великой балерины Ольги Спесивцевой. Вскоре после начала съемок главная героиня, находившаяся в весьма преклонном возрасте, умерла. Можно было закончить картину, набрав недостающий материал из воспоминаний людей, близко знавших Ольгу Спесивцеву, но такой метод шел вразрез с творческим кредо мастера.
Дело в том, что Алексей взял за правило не использовать интервью в документальном кино. Стиль Учителя состоит в фиксации естественных реакций героя, проявляющихся в разных обстоятельствах. Но, когда главная героиня ленты умерла, у режиссера возникла идея выйти из положения, сменив концепцию. Так вместо документального кино он впервые снял художественное. Сценарий для драмы написала Авдотья Смирнова, а главную роль в фильме исполнила Галина Тюнина. Ключевых персонажей киноленты сыграли также Михаил Казаков и Евгений Сидихин.
Сняв художественную картину, получившую название «Мания Жизели», Алексей Ефимович осознал, насколько отличаются друг от друга две сходные, на первый взгляд, профессии. Лента имела громкий успех и получила ряд престижных наград как в России, так и на кинофестивалях во Франции и Италии.
Учитель продолжил сотрудничество с Дуней Смирновой, написавшей для него сценарий следующей биографической киноленты — драмы о русском писателе Иване Бунине. Сначала предполагалось назвать картину «Женское имя», но в 2000 году на экраны вышел фильм под названием «Дневник его жены». Критики и зрители оценили проект, вручив Гран-при «Кинотавра» и премии «Ника» в трех категориях. Роль Ивана Бунина досталась Андрею Смирнову, других главных героев сыграли Галина Тюнина, Евгений Миронов и Ольга Будина.
View this post on Instagram
A post shared by ЗВЕЗДНЫЕ НОВОСТИ (@zvezdnie__novosti) on Oct 4, 2020 at 7:41am PDT
В 2005 году поклонники таланта Учителя увидели новый проект — драму «Космос как предчувствие». В ней снова появились любимые артисты, которых режиссер часто приглашает в свои проекты: Евгений Миронов, Ирина Пегова и Евгений Цыганов. За режиссерскую работу Алексей получил награду «Золотой орел».
Мелодраму «Связь», сценарий к которой написала опять же Смирнова, Алексей сопровождал как продюсер. Авдотья впервые села в режиссерское кресло, и дебют оценили коллеги по цеху, вручив постановщику премию «Кинотавра» в соответствующей номинации. Главные герои в исполнении Анны Михалковой и Михаила Пореченкова живут в разных городах, у каждого семья и налаженный быт. Случайная встреча пробуждает позабытые чувства и заставляет задуматься, на что готовы люди ради любви.
А в 2008 году требовательные зрители, которые знают толк в качественном кино, получили новый сюрприз от мастера — картину «Пленный». Это российско-болгарский проект Алексея Учителя, снятый по произведению Владимира Маканина «Кавказский пленный».
Премьера состоялась в Санкт-Петербурге в сентябре 2008-го и вызвала яростные споры и противоречивые отзывы. Картина не получила ни одной премии на «Кинотавре», зато представила страну на 43-м Международном кинофестивале в Карловых Варах, где заработала приз за лучшую режиссуру. После этого «Пленный» открыл фестиваль российского кино «Окно в Европу», который проходил в Выборге.
«Край» получил четыре премии «Золотой орел» и был номинирован на «Золотой глобус» как лучший фильм на иностранном языке. Бюджет картины составил $ 12 млн, при этом государство в финансировании проекта участия не принимало.
В 2013 году на очередном кинофестивале в Торонто Алексей Ефимович представил криминальную драму «Восьмерка». Это экранизация одноименной повести русского писателя Захара Прилепина.
А в 2020 году появилась информация о новом историческом проекте Учителя, который вызвал громкие споры еще до выхода. Это драматическая лента «Матильда», в основе сюжета которой — судьба балерины Матильды Кшесинской и ее роман с цесаревичем Николаем Александровичем, будущим императором Николаем II.
Режиссер задействовал в фильме актеров Данилу Козловского, Ингеборгу Дапкунайте, Сергея Гармаша и Евгения Миронова. А главных персонажей сыграли зарубежные актеры: в Матильду Кшесинскую перевоплотилась польская артистка и скрипачка Михалина Ольшаньская, а в роли царя Николая II снялся немецкий актер Ларс Айдингер.
View this post on Instagram
A post shared by Владимир Машков.RU (@vladimirmashkov.ru) on Aug 30, 2020 at 3:52pm PDT
По словам Учителя, проверка Генпрокуратуры не выявила нарушений, а режиссер Станислав Говорухин, возглавляющий думский комитет по культуре, раскритиковал саму идею проверки фильма и заявил, что подобные инициативы надо «прерывать на корню».
В 2020 году Алексей Ефимович приступил к съемкам двух картин, рассказывающих о реальных личностях. Первая, оказавшаяся лентой в жанре роуд-муви, посвящена Виктору Цою, однако лидер «Кино» появляется только на архивных кадрах, а как такового игрового персонажа с этим именем нет. Режиссер уже обращался к теме памяти легендарного рок-музыканта: в 1992 году был представлен документальный фильм «Последний герой» с участием близких и друзей Цоя.
Сюжет нового фильма о рок-звезде охватывает дни, в течение которых тело погибшего музыканта перевозили в Санкт-Петербург. Режиссер захотел приковать внимание зрителей к водителю автомобиля, в столкновении с которым погиб кумир миллионов. Съемки проходили в городе на Неве, а также в Латвии и Литве. Бюджет киноленты составил 150 млн руб., и Учитель изначально рассчитывал, что 90 из них выделит Фонд кино. В процессе подготовки картины возникли разногласия с родственниками Виктора Цоя, в связи с чем премьеру пришлось отложить на неопределенный срок. На начальном этапе будущий фильм носил название «47», позже, вероятно, на фоне очередного скандала и в знак своей непоколебимой позиции, Учитель принял решение переименовать проект: смонтированный в 2020-м трейлер вышел под заголовком «Цой».
View this post on Instagram
A post shared by Киностудия «РОК» (@rockfilms.ru) on Mar 24, 2020 at 7:42am PDT
Заинтересовал режиссера роман татарской писательницы Гузели Яхиной «Дети мои». Мастер планировал пополнить фильмографию экранизацией этого произведения. По знаменитой книге Яхиной «Зулейха открывает глаза» телеканалом «Россия» уже снят сериал с Чулпан Хаматовой в главной роли.
Кто будет участвовать в новом проекте, пока не известно, но создатели намерены пригласить артистов из Германии, так как персонажи книги — поволжские немцы. Сама Гузель отказалась разрабатывать сценарий, поскольку занята очередным романом. Перед съемочной группой теперь стоит задача найти такого сценариста, который бы не исказил идеи писательницы, сказал Алексей Ефимович.
Небезызвестную «Матильду» Учитель планировал перевести в формат сериала и показать на Первом канале. Однако о чем-то конкретном говорить пока рано. Возможно, изменится первоначальный актерский состав. В сюжет добавят новые, неожиданные для зрителей материалы об императоре Николае II. Блюстителям морали не придется беспокоиться: порочащих царя кадров не предвидится.
Еще один пункт в планах режиссера — снять картину о Дмитрии Шостаковиче. Учителю интересна не просто жизнь композитора-новатора. Главная идея фильма — показать отношения музыканта и власти. За основу сценария поначалу взяли роман-биографию советского композитора «Шум времени», написанную британским писателем Джулианом Барнсом. Но условие — выпустить фильм на английском языке — оказалось ограничивающим, потому что Алексей Ефимович хотел снова прибегнуть к помощи государства, а Фонд кино финансирует только русскоязычные проекты.
Поиски сценариста велись в Англии, Америке и России. В итоге им стал лауреат премии BAFTA Rocliffe New Writing и член жюри международного кинофестиваля «Послание к человеку – 2019» Роланд Уолтерс, а проект, несмотря на бюрократические препоны, все же будет международным.
Карьера мастера
Творческая биография Алексея как режиссёра полного метра началась в 1987 году с документальной ленты «Рок», посвящённой легендам ленинградского андеграунда Виктору Цою, Борису Гребенщикову, Юрию Шевчуку и Олегу Гаркуше. Фильм стал культовым и оказал очень сильное влияние на самого Учителя, решившего, неожиданно для самого себя, попробовать силы в игровом кино.
Первой художественной лентой кинорежиссёра в 1996 году стала драма «Мания Жизели» с актрисой Галиной Тюниной в главной роли. Фильм описывал любовные похождения известной отечественной балерины Ольги Спесивцевой. Ленту очень тепло встретили зрители и критики, присуждая награды в России и даже за рубежом.
К тому времени Учитель уже успел снять несколько достаточно сильных документальных лент (в том числе — снова о лидере группы «Кино» Викторе Цое и скандально-известном режиссере Романе Виктюке), а также основать вместе со своей женой Кирой Саксаганской киностудию «Рок» (в 1990 году), занимающуюся поиском молодых и талантливых кинорежиссёров. Кинокомпания оказалась очень успешной и нужной и открыла миру такие известные фамилии, как:
- Дуня Смирнова;
- Павел Руминов;
- Таисия Игуменцева;
- Юрий Быков;
- Анна Матисон.
Следующей художественной работой стала в трудностях и страданиях рождённая в 2000 году биографическая драма «Дневник его жены», рассказывающая о жизни и отношениях великого писателя Ивана Бунина, с Андреем Смирновым, Галиной Тюниной и Ольгой Будиной в ролях. И снова — громкий успех, премии, овации. Спустя 3 года фильмография режиссёра пополняется новым шедевром о молодости, любви и Петербурге — картиной «Прогулка», которая, продолжая хорошие традиции совместного творчества режиссёра с Авдотьей Смирновой, также производит фурор и собирает множество крупных отечественных премий.
В 2005 году, идя путём плодотворного сотрудничества с Евгением Цыгановым и Евгением Мироновым, Учитель выпускает ностальгическую драму «Космос как предчувствие», в которой актёрам пришлось несладко под строгим взглядом требовательного режиссёра, но результат того стоил — в копилку Учителя падает ещё одна премия. На сей раз — Московского кинофестиваля.
После этого следуют также отмеченные самыми престижными призами и наградами военная драма «Пленный» (2008 год) и мощный, практически голливудский экшн «Край» с Владимиром Машковым и Сергеем Гармашом в главных ролях — два совершенно непохожих друг на друга фильма, как ничто другое открывающие режиссёра с неожиданных сторон.
Потом карьера Учителя чуть не покатилась под гору: сначала он снимает весьма холодно принятый боевик «Восьмёрка» (2013 год), а затем, в 2020 году, — скандальную историческую картину «Матильда». Вызвавшая широкий общественный резонанс история романа балерины и будущего императора, на время сделала Учителя самым обсуждаемым режиссёром современности, сыграв заметную роль в раскрутке ленты.
Постоянные проверки, митинги и нападки на фильм высокостоящих лиц государства — и от желающих скорее увидеть «запретный плод» отбоя не было. Впрочем, не всё было так позитивно, и в итоге история привела к тому, что религиозные фанатики подожгли несколько автомобилей у здания адвоката режиссёра фильма Константина Добрынина.
Тем не менее впереди у режиссёра и продюсера — огромные планы, в которые, в том числе, входит и выпуск одноимённого сериала по-своему последнему фильму (в настоящий момент как раз заканчивается съёмка первого сезона), а также сериал о Фёдоре Плевако, известном адвокате XIX века.
Если говорить о списке работ, благодаря которым прославился Алексей Учитель, фильмография будет такова:
- 2017 — Матильда;
- 2014 — Восьмёрка;
- 2010 — Край;
- 2008 — Пленный;
- 2005 — Космос как предчувствие;
- 2003 — Прогулка
- 2001 — Петербург, Петербург, полная октава (документальный — далее «д»);
- 2000 — Дневник его жены;
- 1995 — Мания Жизели;
- 1993 — Баттерфляй (д);
- 1992 — Последний герой (д);
- 1990 — Обводный канал (д);
- 1990 — Ёлы-палы, или Митьки в Европе (д);
- 1988 — Рок (д);
- 1987 — Открытый урок (д);
- 1986 — Секрет Лауры (д);
- 1986 — Планета «Наташа» (д);
- 1980 — Сколько лиц у дискотеки? (д);
- 1978 — Ленинград (д);
- 1977 — Сто тысяч Я (д);
- 1977 — Наш дворец (д);
Алексей Учитель сейчас
В 2020-м вокруг Учителя продолжают разгораться скандалы. Достигнуть договоренностей с родственниками Виктора Цоя так и не удалось: отец и сын легендарного музыканта окрестили фильм Алексея Ефимовича «пошлым зрелищем» и в конце августа обратились к Владимиру Путину с просьбой повлиять на прокат картины «Цой». Претензия строится на том, что режиссер использовал частные сведения и порочащие слухи при создании киноленты с целью обогатиться.
В 1992-м Учитель подчеркивал, что права на «Иглу» с участием рок-музыканта принадлежат Рашиду Нугманову. Именно поэтому он не хотел браться за съемки «Последнего героя». Сейчас же режиссер не прислушался к увещеваниям Нугманова о необходимости соблюсти юридические формальности. В связи с этим правообладатель культовой «Иглы» запретил использование кадров из своего фильма в новом проекте Алексея Ефимовича.
Кинематографист не падает духом и продолжает вести творческую деятельность. Завершается работа над сценарием фильма «Шостакович», съемки запланированы на 2021 год. Студия «Рок» осенью выпустила дебютную картину режиссера Филиппа Юрьева «Китобой», спецпоказ состоялся в октябре 2020-го.
Фильм повествует о знакомстве чукотского охотника с Интернетом и девушкой из видеочата. Внезапная влюбленность меняет для юноши все. В картине сыграли Кристина Асмус и Владимир Онохов.
Осень также ознаменовалась выходом спортивной мелодрамы Ильи Учителя «Стрельцов». Алексей Ефимович выступил продюсером проекта и признался, что премьера картины сына прошла для него волнительно.
Учитель-старший стал гостем программы Татьяны Устиновой «Мой герой». Творческие деятели обсудили родной для режиссера и продюсера Ленинград, казусы на съемочной площадке, российский кинематограф. Выпуск передачи появился в эфире ТВЦ в сентябре 2020 года.