Годы детства и юности
Девочка с необычным именем и фамилией — Ида Вайс — родилась накануне страшной Великой Отечественной войны в июне 1941 года в городе Казани. Ее родители были врачами, позже семья переехала в Иркутск. К слову сказать, отец Иды – Соломон Вайс – был достаточно известным медиком, получившим в итоге ученую степень доктора медицинских наук.
Мать и отец будущей певицы мечтали о том, что дочь продолжит их профессиональный путь и тоже станет лечить людей.
Однако маленькая Ида, еще не знавшая о том, что спустя годы ее будут называть Аидой Ведищевой, и биография ее будет богата сложными и противоречивыми событиями, уже в раннем детстве поражала окружающих глубиной своего актерского и певческого таланта. Девочка устраивала спектакли, на которые приглашала своих подруг, знакомых и друзей родителей.
Однако родители, в целом не отказывая дочери в реализации ее мечты о карьере актрисы, потребовали, чтобы Ида сначала поступила в серьезный вуз и только после его окончания выбирала свою судьбу самостоятельно.
Девочке пришлось смириться с этим требованием. В итоге она блестяще окончила Институт иностранных языков. Свободное знание языков в итоге очень пригодились Иде.
Биография
Аида Ведищева, настоящее имя которой Ида Вайс – советская и американская певица, известная российской публике как исполнительница песен из старых кинофильмов и мультфильмов. Самыми популярными композициями в исполнении Аиды Ведищевой стали «Лесной олень», «Песенка о медведях», «Помоги мне» и «Колыбельная медведицы».
Ида родилась в Казани накануне Великой Отечественной войны. Родители переехали в этот город из Киева по службе. Дело в том, что отец девочки, Соломон Иосифович, был профессором медицины и его пригласили читать лекции по стоматологии в местном университете. Впоследствии труды Соломона Вайса использовали в качестве учебных пособий по зубоврачебному делу в медицинских вузах страны. Непосредственное отношение к медицине имела и мама Елена Митрофановна Емельянова, хирург по специальности.
Певица Аида Ведищева
Ида росла артистичной, неординарной девочкой. В раннем детстве увлекалась танцами, садилась на шпагат. С четырех лет приобщалась к английскому языку, занимаясь с гувернанткой, прибывшей из Шанхая. Позднее, оканчивая школу, девушка выбрала английский язык, который в школе не изучала официально, и при этом сдала экзамен на отлично.
Когда дочери исполнилось 10 лет, чета Вайсов переехала в Иркутск. Ида, несмотря на профессии родителей, росла в окружении песен и творчества, так как родственники матери, которые жили с Вайсами в одной квартире, отлично играли на музыкальных инструментах и постоянно устраивали домашние концерты. С детства полюбила музыку и будущая звезда эстрады. Ида окончила музыкальное училище, стала играть на сцене в местном ТЮЗе и в Иркутском музыкальном театре.
По настоянию отца и матери девушка была вынуждена получить высшее образование в институте иностранных языков. И хотя училась там Аида Ведищева из-под палки, но освоенные английский и немецкий языки пригодились позднее. Тем не менее, чувствуя себя в душе артисткой, Ида уезжает в Москву и подает документы в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина. Девушка с легкостью прошла многоуровневые экзамены, но на последнем собеседовании получила отказ. Официальной причиной стала учеба в первом институте.
Аида Ведищева в молодости
Тогда Ведищева начинает певческую карьеру. Аида стала участницей Харьковской и Орловской филармоний, входила в состав оркестров Олега Лундстрема и Леонида Утесова, выступала с ансамблями «Мелотон», «Голубые гитары» и коллективом «Поющие новеллы».
Первые смелые шаги на сцене
Именно в институте Аида Ведищева (биография ее указывает, что это произошло в 1951 году) стала активно выступать на сцене, участвуя в студенческой самодеятельности. Способствовало этому еще и то, что девочка имела музыкальное образование: она закончила сначала музыкальную школу, а позже — музыкальное училище.
После получения диплома о высшем образовании Ида уехала в Москву. Она стремилась поступить в знаменитое Щукинское училище. Однако конкурсный отбор молодая девушка не прошла, что, впрочем, не сломило ее.
Ида стала выступать в песенных коллективах, исполняя различные партии, в основном это были сольные номера на эстраде. Благодаря своему уникальному голосу смогла завоевать популярность у зрителей.
Вокальный талант неожиданно принес начинающей молодой певице первый успех.
Многое успела сделать за эти годы Аида Ведищева, биография, личная жизнь которой всегда интересовали ее поклонников.
Сначала Ида изменила имя. Ее новое имя казалось ей более интересным для сценических выступлений. К тому же она вышла замуж и взяла фамилию мужа. Брак был недолгим, но Аида успела родить сына Владимира.
Певица часто меняла творческие коллективы, успела поработать даже со знаменитым оркестром Леонида Утесова. Уже в 1966 году она стала лауреатом популярного в СССР смотра эстрадной песни. Карьера ее развивалась стремительно и успешно.
Детство, семья
Аида Ведищева (в девичестве Ида Вайс) родилась за две недели до начала войны 10 июня 1941 года в семье врачей. Ее родителей, прекрасных специалистов, знала вся Казань, а потом, после переезда, и Иркутск. Они хотели, чтобы дочь продолжила семейную традицию, а та с раннего детства мечтала стать артисткой. Едва научившись говорить, разыгрывала сценки, пела и танцевала, соорудив себе «концертный наряд» из маминых шалей.
Дочка росла упрямой, переубедить ее было трудно, но отец с матерью настояли: не хочешь быть врачом — получи хоть какое-то образование, а потом пой. После школы Аида окончила Институт иностранных языков в Иркутске и сразу уехала в Москву поступать в Театральное училище имени Щепкина. Наличие выразительного сильного голоса, занятия с педагогами по вокалу и сценическому мастерству не помогли — в училище девушку не приняли. Ведищева не могла понять, в чем дело, а позже узнала: педагоги решили, что девушке с такой фамилией не место в вузе. Зато в знаменитом оркестре Олега Лундстрема Аиду приняли с распростертыми объятиями, сразу оценив необыкновенные вокальные данные. Но предложили только вторые роли. Поначалу Ведищева довольствовалась и этим, однако вскоре решила уйти из оркестра. Знакомые возмущались: ты пока никто, радуйся, что карьера началась так хорошо, и жди, что будет дальше.
Аида Ведищева ждать не хотела: сменив несколько коллективов, в том числе прославленный оркестр Леонида Утесова, стала солисткой эстрадного ансамбля «Мелотон». Она была счастлива: теперь будет, где развернуться, можно самой создавать номера, соединять пение с танцами, делать что-то, похожее на американские мюзиклы… Развернуться певице не дали. «Товарищи» из минкульта объяснили коротко и ясно: мюзиклы чужды советскому народу.
Осознав, насколько мешает ей собственное имя, Ида стала Аидой. Смена фамилии произошла естественно: она вышла замуж за артиста цирка Вячеслава Ведищева. Брак, подаривший ей единственного ребенка, сына Владимира, продлился недолго, но фамилия осталась с Аидой навсегда.
Ее голос зазвучал на всю страну, когда она спела в комедиях Гайдая. Но самой певице «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука» принесли одни разочарования. После первого фильма вся слава досталась Наталье Варлей, Аиду Ведищеву даже не указали в титрах. Конечно, ей было обидно. Она позвала на первый показ друзей и родных, с нетерпением ждала, когда ее имя появится на экране, но… Так неловко было перед близкими людьми, как будто она их обманула!
Леонид Гайдай долго не мог найти певицу, способную справиться с танго для «Бриллиантовой руки». Ему нужно было чувственное, страстное исполнение — советские звезды эстрады так не пели. С Ведищевой все получилось с первого дубля, артистка мгновенно вжилась в роль искушенной соблазнительницы… Однако чиновники обрушились на нее с критикой за исполнение «аморального» хита. Ведищева была возмущена до глубины души: как хвалить, так про нее забывают, а как ругать — ей достаются все шишки!
Подобных несправедливостей в жизни певицы было множество. У Аиды не раз забирали музыкантов после многомесячного труда по подготовке новой программы. Ее песни становились хитами, но на итоговых телевизионных концертах их пела не она, а другие исполнители. Советские газеты обвиняли ее в «манерности» и отсутствии патриотизма.
И все же пластинки Аиды Ведищевой выходили, зрители знали, кто исполняет любимые песни, и потому-то на ее концертах всегда был аншлаг до того злополучного фестиваля в Польше. Поддавшись уговорам зрителей, она отступила от утвержденной программы и исполнила песню сверх программы — «зарвалась»! «Чтобы я этой певички больше не видела!» — заявила министр культуры Екатерина Фурцева. Эти слова стали приговором. Аиду выживали с эстрады до тех пор, пока она не решилась уехать из страны.
Фильмы знаменитого режиссера Л. Гайдая
Исполнение песен в фильмах известного кинорежиссера принесли певице Аиде Ведищевой настоящую всесоюзную славу. Однако слава эта была очень своеобразной. Ее голос узнала вся страна, песенка о медведях, которые трутся о земную ось, или песня о любви с ее океаном страстей была знакома каждому советскому зрителю, но далеко не все знали, кому принадлежит чудесный голосок за кадром. Имя Аиды даже не упоминали в титрах, что очень обижало и расстраивало молодую певицу.
Но она не сдавалась, тем более, что никто не мог запретить ей исполнять эти песни на концертах. Услышав знакомое исполнение, публика стразу же понимала, что и в фильмах эти песни звучат голосом Аиды Ведищевой, биография которой вместила в себя «звездный период» ярких песен.
Начало карьеры
В столице Ида Вайс сменила имя – стала Аидой Ведищевой (эта фамилия досталась ей от мужа). И попробовала поступить в знаменитое Щепкинское училище, но провалилась. Причем обидно – на самом последнем собеседовании, успешно пройдя до этого все экзамены. Поводом для отказа якобы послужила учеба в первом институте.
Несбывшуюся мечту Аида не похоронила – просто отложила до лучших времен, а сама пока что занялась карьерой певицы. У нее был сильный и красивый голос, благодаря которому получить известность стало возможным.
С начала шестидесятых годов Аида работала в Харьковской филармонии и как певица данного учреждения выступала на сцене. Ей довелось поработать с такими знаменитостями, как Олег Лундстрем и Леонид Утесов – она пела в оркестрах того и другого. Помимо этого, в биографии певицы Аиды Ведищевой (фото выше) «отметились» такие коллективы, как «Голубые гитары» и «Мелотон» — с каждой из этих команд она в свое время выступала.
Трудные годы профессионального слома
Несмотря на успех на сцене, начало 70-х гг. оказалось для Аиды трудным периодом. Она вновь вышла замуж за своего коллегу, много гастролировала по стране. Однако концерты ее отменяли, выступать часто запрещали, указывая на то, что ее манера исполнения не вписывается в строгие рамки советской действительности.
Некоторые ее друзья до сих пор полагают, что подобная травля певицы была связана не только с ее сильным характером (Аида не боялась начальства от министерства культуры, не пресмыкалась перед партийным руководством), но и с тем, что по отцу Аида была еврейкой. А в тот период один из крупных советских начальников от культуры был достаточно известным антисемитом.
В итоге долгих лет подобного отношения певица Аида Ведищева, биография которой содержит в себе много ярких событий, решила круто изменить свою жизнь. Она эмигрировала из страны.
Личная жизнь
Первый раз Ида Вайс вышла замуж в 20 лет. Супругом певицы стал артист цирка, акробат Вячеслав Ведищев. Муж дал Аиде новую фамилию, а сама девушка добавила одну букву к имени, чтобы постараться избежать антисемитских настроений, царящих тогда в руководстве Совгосконцерта. В первом браке у Аиды родился единственный ребенок — сын Владимир. Но с Вячеславом у артистки жизнь не сложилась, так как молодые были разными людьми.
Борис Дверник и Аида Ведищева
Второй супруг Борис Дверник работал пианистом и руководил ансамблем «Мелотон», в котором певица выступала. Несмотря на то, что Аида была старше на 9 лет, супруги отлично ладили и расстались уже по ту сторону океана. Причем артистка до сих пор не может объяснить даже самой себе – почему. Позднее Дверник покончил жизнь самоубийством.
Джей Маркафф и Аида Ведищева
Когда Ведищевой было 45 лет, певица снова вышла замуж. Новым избранником стал миллионер Джей Маркафф, поляк по происхождению, старше ее на 15 лет. Первые годы Аида наслаждалась отдыхом, но затем захотела вернуться к певческой карьере. Супруг оказался против, союз затрещал по швам, и они разошлись. Правда, бракоразводный процесс протекал тяжело и длился три года.
Аида Ведищева и Наим Беджим
В начале 90-х годов врачи обнаружили у знаменитой певицы рак третьей степени. Это уже запущенная стадия, и Ведищевой не рекомендовали делать операцию. Но Аида, которую поддерживал только один друг, израильский бизнесмен Наим Беджим, настояла на своем. Певица сделала операцию, прошла курс химиотерапии, и в итоге болезнь оказалась побеждена. После пережитых трагических событий Ведищева вышла замуж за того, кто был все это время рядом с ней – за Наима Беджима. Супруги до сих пор счастливы вместе.
Америка в судьбе русской певицы
Те, кто жил в Советском Союзе, знают, что подобное решение об эмиграции давалось людям с трудом. Эмиграция фактически обрывала все связи с родными и близкими, ставила крест на возможности вернуться домой. Однако в 1980 году Аида уехала из страны, взяв с собой свою фонотеку, маму, сына и 5 любимых собак.
В Соединенных Штатах ей пришлось нелегко. Аида Ведищева (биография, фото тех лет, как мы видим, демонстрируют совсем изменившуюся женщину) поступила в музыкальный колледж, потом создала свою группу и стала гастролировать по стране. Сначала ее имя (она называла себя «удивительной Адой») привлекало только небольшую группу русских эмигрантов, но позже талантливой певице удалось покорить сердца и американских слушателей.
Страсть к пению и сила духа сделали невероятное. Вскоре в Америке стал популярным бренд «Аида Ведищева». Биография, личная жизнь, дети, фото — все интересовало поклонников. Модные журналы писали в подробностях о жизни певицы, ее фото появлялись в популярных изданиях.
Примечания
- Два интервью
- Планида Аиды. В гостях у журнала «КРУГОЗОР» — легенда российской эстрады Аида ВЕДИЩЕВА Архивировано 31 марта 2010 года.
- Раззаков Ф., Федотова С. «А думать буду я!» / «Вечерняя Москва» № 149 от 12.08.2004 (Проверено 25 марта 2009)
- Раззаков Ф.И. Гибель советского ТВ: Тайны телевидения: От Сталина до Горбачёва. 1930-1991. — М.: ЭКСМО, 2009.
- Финальная передача «Песня-73»
- Раззаков Ф. За кулисами шоу-бизнеса. — М.: АСТ, 2004. — С. 193. — 942 с.
- Американская ария Аиды Ведищевой. — «Московский комсомолец», №24927 от 1 декабря 2008 г (неопр.) . www.mk.ru. Дата обращения 17 июня 2020.
- Программа «Кумиры» (неопр.) . Архивировано 11 февраля 2010 года. (недоступная ссылка с 15-03-2014 [2407 дней] — история , копия )
- Аида Ведищева. Где-то на белом свете… (документальный фильм, автор сценария: Яков Дашевский, режиссёр: Елена Соловьева, выпущено: Россия, «ГолдМедиум», год выпуска: 2006 (неопр.) .
- ↑ 123 «Звуки Аиды». Константин Иоч. «Российская газета» № 244 (4801) от 23 ноября 2008 г.
- Победившие рак (неопр.) . «Российская газета» (30 мая 2013). Дата обращения 10 июня 2017.
- Тамара Гвердцители и Алена Свиридова поздравили Александра Васильева с юбилеем (неопр.) . news.myseldon.com. Дата обращения 11 июля 2020.
Замуж за настоящего миллионера
В итоге возросшей популярности на Аиду обратил внимание настоящий пожилой миллионер. Звали его Джей Маркофф. Певица вскоре согласилась выйти замуж за этого человека. Однако брак был непростым, несмотря на то, что финансовые трудности отступили на второй план.
Муж был готов оплачивать все счета жены, но он был против продолжения карьеры певицы. А без сцены Аида жить не могла.
В итоге перед ней встала тяжелая дилемма: с одной стороны, она могла вести жизнь богатой леди, но с другой стороны, не могла реализовать свой талант. Через пять лет певица пришла к выводу, что душевное равновесие ей вернет только развод.
Смертельная болезнь и чудо излечения
В процессе развода певица узнала от врачей, что очень больна. Стадия, на которой находилось ее заболевание, была смертельной. Медики отказывались делать операцию. Однако Аида настояла на своем. Она пережила не только тяжелую операцию, несколько курсов химиотерапии, но и умудрилась в этот же период встретить свою новую любовь и выйти замуж. Уже не за миллионера, но за человека, который искренне любил и ее, и ее творчество.
Сама певица рассказывала, что когда последний муж пригласил ее на танцплощадку, а она только что пережила новый курс химиотерапии и потеряла все волосы, то ей стало страшно. Но даже в парике, качаясь от слабости, она пошла танцевать и поняла, что и это жизненное испытание ей удастся преодолеть.
Певица и актриса Аида Ведищева: биография, личная жизнь, дети на сегодняшний день
Несмотря на внушительный возраст, певица продолжает активно гастролировать в Америке. Часто она приезжает и в Россию.
К ней обращаются с просьбой об интервью и наши, и зарубежные журналисты. Аида охотно рассказывает о своей жизни и творчестве. Она делится воспоминаниями о детстве, описывает сольные концерты и свой быт в Америке.
Аида Соломоновна имеет все основания гордиться прожитой жизнью. Ей удалось преодолеть многое: встречи и расставания, профессиональный взлет и слом карьеры, эмиграцию, несколько браков и обретение любви в уже пожилом возрасте, смертельную болезнь и чудесное исцеление, зрительский успех и забвение на Родине…
Но сама певица говорит о себе, как о счастливом человеке. Ведь ей удалось прожить яркую и самобытную жизнь и все-таки реализовать себя в творчестве. А это под силу немногим. Лишь избранные могут сказать о себе такое.
Мемория. Аида Ведищева
10 июня 1941 года родилась певица Аида Ведищева
Личное дело
Аида Семёновна Ведищева (урождённая Ида Соломоновна Вайс, 78 лет) родилась в Казани в семье профессора медицины Соломона Иосифовича Вайса и Елены Митрофановны Емельяновой. Когда девочке был всего год, семья переехала в Иркутск. Там Аида окончила музыкальное училище, а затем институт иностранных языков, где изучала немецкий и английский. Еще в училище Ведищева играла в студенческом театре музыкальной комедии, так что по окончании института уехала в Москву «искать счастья». Пыталась поступить в Высшее театральное училище имени М. С. Щепкина, но попытка не удалась.
Благодаря красивому, сильному голосу Аида смогла начать певческую карьеру. С начала 1960-х годов стала выступать как эстрадная певица Харьковской филармонии. Работала с оркестром Лундстрема, затем — три года с оркестром Утесова.
Первыми шагами Аиды Ведищевой на радио стали передачи «Юность» и «Доброе утро». С 1966 давала сольные концерты с ансамблем «Мелотон», пела также в ВИА «Голубые гитары» И. Гранова. В 1966 году стала лауреатом Первого всесоюзного конкурса советской песни.
Всесоюзная известность к Аиде Ведищевой пришла после того как она в 1966 году спела «Песенку о медведях» в фильме «Кавказская пленница». Выпущенная пластинка с ее записью разошлась мгновенно.
В 1968 году за песню «Гуси, гуси» Аида получила диплом на фестивале в Сопоте.
И снова ее звали исполнять песни в кино – за других. За песенкой про медведей последовали песни «Вулкан страстей» («Помоги мне!») из фильма «Бриллиантовая рука» (1968), популярная в те годы песня «Товарищ» («Чтоб дружбу товарищ пронёс по волнам…», 1970, «Синяя вода» (мультфильм «Катерок») и другие.
Еще одна песня Аиды — «Лесной олень» из фильма «Ох уж эта Настя!» (1972) – тоже стала супершлягером, она звучала ежедневно на Всесоюзном радио.
Однако, несмотря на огромный успех у слушателей, карьера Аиды складывалась не слишко удачно — ей, как и некоторым другим певцам (В. Мулерман, Л. Мондрус, М. Кристалинская), чинили препятствия: не разрешали концерты, холодно относились на телевидении, не выпускали на гастроли за границу и даже не всегда упоминали в титрах фильмов. По мнению писателя и журналиста, автора книг о российской эстраде и телевидении Фёдора Раззакова, одной из причин этого был антисемитизм руководителя Гостелерадио С. Г. Лапина.
С середины семидесятых имя певицы вообще исчезло из титров кино и мультфильмов с её участием.
Аида пыталась реализовать себя на эстраде. Познакомившись по «Голосу Америки» с искусством Барбры Стрейзанд, Дайаны Росс, Донны Саммер, она решила создать нечто подобное мюзиклу и в Советском союзе. С ансамблем «Мелотон» поставила эстрадный театрализованный спектакль «Поющие новеллы», в ходе которых музыканты не только аккомпанировали, но и выступали как актеры. Например, в новелле «Сормовская ярмарка» на сцену выплывала настоящая лодка, плясали скоморохи, на берегу Волги разворачивался многолюдный базар с народными песнями, частушками…
Однако выламывающийся из рамок официального искусства эстрадный театр вызвал недовольство советских чиновников. «Поющие новеллы» просуществовали всего восемь месяцев. Потом у Ведищевой забрали музыкантов. «Мотивировка: «У тебя очень сильный, профессиональный коллектив, он нам нужен, чтобы послать его за границу. А ты такая энергичная — еще один для себя соберешь». Я по молодости и наивности порадовалась тому, что так высоко оценили мои труды. С энтузиазмом начала репетиции с новыми музыкантами. Как только коллектив набрал силу, его у меня… опять забрали. Тогда я сказала себе: «Все, хватит! Больше у меня никто ничего не отберет, никто меня не бросит и не предаст!»», — вспоминает певица.
В 1980 году Аида Ведищева уехала с матерью и сыном в США. После этого большая часть её записей на радио, как и записей других эмигрировавших певцов, была размагничена.
В Америке почти сорокалетней певице пришлось начинать с нуля. Она поступила в театральный колледж и четыре года изучала американский кинематограф, сцену и танец. Подрабатывала по вечерам медсестрой, пела для русской аудитории. Вначале поселилась в Нью-Йорке, затем переехала в Лос-Анджелес.
Уже через два года Ведищева сделала свою сольную программу «The best of Broadway and Hollywood» («Лучшее — Бродвея и Голливуда»). Она купила дом на колесах и объехала на нем с семьей почти всю Америку с концертами.
Со временем Ведищева получила признание у представителей русской эмиграции в США, создала собственный театр и собственное телешоу на калифорнийском ТВ, однако широко известной среди американской аудитории так и не стала.
Певица исполняет, в основном, американский репертуар — песни из популярных бродвейских мюзиклов и голливудских фильмов, а также песни Мишеля Леграна, русские и цыганские романсы, еврейские песни.
С временем Ведищева стала реже выступать, но начала сама писать песни. Среди них — «Баллада о Чернобыле», «Жизнь — это музыка», «Рождество», «Америка», «Я вернусь, Москва!».
После перестройки Аида смогла посетить родину и, начиная с 1989 года, неоднократно приезжала в Советский Союз, а затем — в Россию. Принимала участие в фестивале «Золотой шлягер» в Могилёве.
В Америке Ведищева в третий раз вышла замуж – за миллионера Джея Маркоффа. Однако вскоре супруг сперва запретил ей одной летать в Россию, а потом потребовал, чтобы она прекратила концертную деятельность. В итоге супруги развелись.
В начале 1990-х годов ей был поставлен диагноз «рак третьей степени». Несмотря на предостережения врачей, Аида настояла на операции, после которой прошла курс химиотерапии, и болезнь отступила.
В 1998 году Ведищева поставила шоу «Мисс Свобода — для нового тысячелетия». После теракта 2001 года написала мюзикл «Шедевр и поющая Свобода» и посвятила его статуе Свободы. Мюзикл шёл в 2007 году на Бродвее.
В 2002 году вышел первый компакт-диск Ведищевой «Где-то на белом свете». В 2004 году певица получила премию «Кино-Ватсон» за выдающийся вклад в создание музыки кино и за исполнение песен в кинофильмах.
Чем знаменита
Фото: kaleda.ru
Артистка эстрады Аида Ведищева для многих советских людей так и осталась «голосом за кадром»: песни в ее исполнении звучали в популярнейших фильмах, самой же певицы зрители не видели. Самыми знаменитыми стали «Песенка о медведях», «Помоги мне», «Лесной олень», «Колыбельная медведицы». Одна только пластинка с «Песенкой о медведях» в ее исполнении была выпущена семимиллионным тиражом, который мгновенно был весь раскуплен.
Также Ведищева была первой исполнительницей песни «Товарищ» («Я песней, как ветром, наполню страну…») композитора Олега Иванова на стихи Александра Прокофьева. В мае 1970 года песня победила на Всесоюзном конкурсе молодых композиторов. «Потом эта песня облетела весь Советский Союз и стала гимном молодёжи», — вспоминала певица.
О чем надо знать
По словам самой Аиды Ведищевой, она заслужила немилость официальных лиц советской культуры после фестиваля в Сопоте. Фестиваль 1968 года совпал по времени с «Пражской весной».
«И вот представьте: в один из конкурсных дней по местному радио объявляют: „Советские войска вошли в Прагу“. Что тут началось! Карел Готт со словами „Я не могу петь, когда Родина в опасности“, покинул конкурс. Мне было так скверно, так стыдно, будто в этом вводе войск была моя личная вина! А тут еще из Москвы посыпались начальственные звонки: „Ведищевой — не петь!“ Власти боялись, что из солидарности к чехам представительницу Советского Союза публика освистает. Но я ослушалась. Выступила. И спела вместо одной песни несколько. Причем пару песен Володи Шаинского, который, как оказалось, в то время был у властей не в чести. Вопреки политической заварухе, встретили меня великолепно, вызывали на „бис“ и по результатам конкурса наградили второй премией. А в это время в Москве министру культуры Фурцевой уже докладывали о моей выходке. Так я и попала в черный список. Меня перестали показывать по телевидению, транслировать по радио, отменяли концерты», — рассказывала певица.
Утверждается, что министр культуры Екатерина Фурцева лично внесла солистку эстрадных коллективов Аиду Ведищеву в список артистов, «не рекомендованных для выступления на радио и телевидении».
Прямая речь
О записи «Песенки о медведях»: «На запись пробовалось много артистов, ведь было необходимо, чтобы голос певицы сочетался с образом главной героини — Натальи Варлей. Я вообще-то и понятия не имела ни о каком конкурсе: мне позвонила моя подруга, работавшая на радио, и сказала: нужно записать песню. Я посмотрела ноты. Песенка оказалась незамысловатой, и петь-то особенно нечего! Запись заняла полчаса, потом я уехала домой и думать о ней забыла. Через неделю звонок: вы прошли конкурс на голос героини».
О записи песни «Помоги мне!»: «Почти в полночь — звонок от композитора Александра Зацепина: «Аида, срочно приезжай на студию, все уже свои песни записали, осталась ты одна!» Я приезжаю и вижу такую картину: на полу лежит большой красный ковер, на нем с бутылкой водки расположились трое и выпивают в ожидании меня: Юрий Никулин (он только что закончил запись песенки «А нам все равно!» и ему было уже все равно!), Андрей Миронов — после своего «Острова невезения», и режиссер Леонид Гайдай. Увидели меня: «О, Аида, давай, присоединяйся к нам!» Я говорю: «Вы меня зачем сюда среди ночи вызвали — пить или петь? Вот так 30 с лишним лет назад родилось легендарное танго «Помоги мне!»«.
Об эстраде: «Я никогда не считала себя просто певицей. Я скорее драматическая актриса. Для меня была важна не игра, а жизнь на сцене. Всю жизнь пою и танцую, хотя сценическому движению нигде не училась: просто отпускаю свое тело на волю, и оно само делает то, что хочет. В Советском Союзе я первая сделала шоу наподобие бродвейского. Всю жизнь мечтала создать театр на сцене. Для меня музыка, слово, жест, танец — одно целое!».
Об эмиграции: «Это были 1972-1975 годы. Уехала Мондрус — очень талантливая певица, Ростропович уехал… Так что говорить о Ведищевой? Я уехала последней — как последний из могикан. Произошло это в марте 1980 года. У меня просто не было другого выхода. Я понимала: если останусь — это будет моей творческой смертью».
О принципах: «У меня принцип — я в жизни не бегала за мужчинами и деньгами. Поэтому они всегда у меня были».
О раке: «В Америке эта болезнь не считается чем-то постыдным и ужасным. От рака не защищены и самые популярные и знаменитые. В обществе есть установка: если ты говоришь о болезни вслух, значит, заявляешь о готовности бороться с ней открыто, рассчитывая на помощь как близких, так и далеких».
8 фактов об Аиде Ведищевой
- Аида Ведищева стала первой певицей в стране, которая начала выступать под фонограмму. В 1972 году, когда худсовет оставил ее без аккомпанирующего состава, Аида обратилась к Юрию Силантьеву и с помощью его оркестра записала «минусовки» многих песен из своего репертуара. А затем, уже без ансамбля, стала ездить по стране с концертами и петь под запись.
- За концерты в СССР Ведищевой платили по минимальной ставке – 8 рублей за выступление.
- Сначала Ведищева с матерью хотела эмигрировать в Австралию. Они прождали визу девять месяцев, пока не выяснилось, что общий возраст членов семьи не должен превышать 90 лет. А поскольку маме Аиды к тому времени уже исполнилось 75 лет, от идеи переехать в Австралию пришлось отказаться.
- В Советском Союзе у Ведищевой было пять собак — Сократ, Платон, Наполеон, Америка и Цезарь. Уезжая, она их всех забрала с собой в США.
- Переехав в Америку, стопроцентная брюнетка Ведищева перекрасилась в блондинку.
- В настоящее время сценическое имя Ведищевой — Amazing Aida, что в переводе с английского значит «Удивительная Аида».
- Ведищева четыре раза выходила замуж. Ее первым мужем был артист цирка гимнаст Вячеслав Ведищев, от которого она родила сына Владимира. Вторым мужем стал Борис Дверник — пианист, руководитель ансамбля «Мелотон». Третий муж — Джей Маркофф, бизнесмен. Четвёртый— Наим Беджим. «От Владислава сына родила. Борис привез меня в США. Роберт ввел в общество миллионеров. А Наум, как паук, спустился с потолка. Это он воровал меня из госпиталя и таскал по клубам, чтобы я могла развеяться. Однажды я так увлеклась, что парик слетел, все смеялись, а я громче всех», — рассказывает о своих мужьях Аида.
- В декабре 2006 года Аида Ведищева стала лауреатом международной премии «Профессия — жизнь». Среди ее лауреатов — Валентин Покровский, Михаил Горбачев, Лео Бакерия, Ренат Акчурин, Минтимер Шаймиев, Мигель Санта Мария Давила, Майкл Де Бейки, Иосиф Кобзон и другие.
Материалы об Аиде Ведищевой
Аида Ведищева. Женщина, которая поет
Аида Ведищева: Я не была блудницей!
Два интервью с Аидой Ведищевой
Статья об Аиде Ведищевой в Википедии